В 1753 году Вишняков на длительный срок едет в Москву. В Москве, куда Вишняков был вызван для писания портрета, он живет целый год; жалуется, что жизнь на два дома трудна («и здесь в Москве, так и в Санктпетербурге с домашними моими претерпеваю великую нужду»), и возвращается в Петербург только в середине 1754 года10. А в столице его ждут новые работы «в люстгаузе во ар-митаже» нового «Летнего дома» и «в мыльне» в Царском Селе, в Петергофе, над декорациями в Оперном доме («фигур на бальных платьях» для русской оперы), над образами для Троицкой церкви, церкви Воскресения Христова (бывшие палаты царевны Натальи Алексеевны), для церкви Зимнего дворца, чертеж иконостаса которой исполнял сам Растрелли. В этом же 1757 году команда Вишнякова пишет копию с портрета Елизаветы Петровны 1743 года. (К портретному жанру Вишняков никогда не теряет интереса.) С годами все больше сил у художника отнимает новый Зимний дворец. А тысячи мелочей — от заготовки липовых досок для будущих образов до карандашей и бумаги для учеников — с отчетом перед Канцелярией и выслушиванием от нее наказов тратить «с бе-режением» и делать «в поспешении»... Нет, не сравнить его жизнь ведущего мастера середины XVIII века с положением того же Ивана Никитина! Судьба Никитина была очень трагичной в правление Анны Иоанновны, но пока был жив Петр I, он умел ценить талант: не случайно Никитин получил мастерскую «у Синего мосту» сразу же по возвращении в Петербург из-за границы.
Один ответ
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.