«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Почти единственным законченным интерьером, который мог видеть Вишняков в новом Зимнем дворце, была Большая церковь. Сначала Растрелли поручил писать иконы братьям Вельским «под смотрением надворного советника Вишнякова». Но Вишняков не согласился только «смотреть» за работами, он сам хотел принять участие в писании образов, потому что всегда исполнял их для всех придворных церквей и это «смотрение» ему было «небезобидно». Просьба уважаемого мастера была сразу же удовлетворена, и он начал делать «по желанию своему». Но работа над иконостасом была закончена уже после смерти мастера, иконы Вишнякова были переписаны Фонтебассо (а позднее И. Вельским) — предпочтение иностранцам было обычным в Канцелярии, да и традиции старой русской живописи не удовлетворяли Растрелли, воспитанного на принципах светской декоративной живописи. Семь образов и шесть изображений в медальонах этого иконостаса до сих пор хранятся в Отделе русской культуры Эрмитажа, но работы Вишнякова, к сожалению, среди них нет12 (во всяком случае, мы не узнаем ничего более определенного до технологического исследования этих вещей). Участием в создании иконостаса церкви нового Зимнего дворца и завершается, собственно, творческий путь мастера.

Все годы, особенно с 1750-х, Вишняков постоянно выступал как эксперт живописи: то свидетельствовал (удостоверял качественную пригодность) плафон некоего Лоренца Вернера для флигеля Петергофского дворца или вольного живописца Балерини (Баларини), то осматривал живопись в соборе Копорья, оценивал рисунок к плафону Большой парадной лестницы Зимнего дворца мастера Карбони (Карбония); кроме того, постоянно свидетельствовал многочисленные портреты императрицы и вел. кн. для провинциальных учреждений, причем иногда вынужден был переделывать неудавшиеся произведения сам.

Через все документы Канцелярии от строений с 1739 по 1761 год проходят неизменные подтверждения постоянных забот Вишнякова о членах команды, своих учениках. В 1759 году Алексей Антропов, Иван Вельский и Иван Вишняков (младший) получают «ранг подпорутчичий» и приведены к присяге служить императрице «верой и правдой» «и для своей корысти, свойства, дружбы ни вражды противно должности своей и присяги не поступать».

Личность Ивана Вишнякова-младшего, во всем пошедшего по следам отца, изучена еще крайне мало. Это изучение представляет большие трудности в силу того, что отец и сын работали много сообща, кроме того, их имена одинаковы, а в протоколах канцелярии не указывалось отчество, и в тех документах, где нет ссылок на год, разобраться, о ком идет речь, очень трудно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий