Архивные материалы дают нам представление и о педагогической работе Вишнякова. «Иван Яковлевич Вишняков — педагог» может быть темой самостоятельного исследования. Как уже говорилось, с 1739 года к Вишнякову перешли ученики А. Матвеева, среди них, например, отец будущего знаменитого гравера И. Скородумов. Но большинство было новых учеников. Это братья Вельские, Ерошевские, А. Поспелов и, конечно, А. Антропов, много лет работавший с Вишняковым как декоратор, но принесший славу русскому искусству, как и его учитель, своими портретами. Под начало Вишнякова вызывалось в разное время много самых различных мастеров — от живописцев до орнаменталистов, как петербургских, так и московских, о которых он заботился с особым тщанием (об одной такой группе он пишет: «отвесть им пристойный покой, дабы они в лучшем порядке состояли и добропорядочно поступали»). Подготовка национальных кадров была для Вишнякова самой насущной задачей. Всегда он был справедлив и строг.
С особым вниманием следил Вишняков за одним из лучших своих учеников Миной Колокольниковым, которому помогал и советами, и свидетельствовал его работы — иконы для церкви лейб-гвардии Преображенского полка, для церкви Воскресения Христова в Адмиралтействе, церкви нового Летнего дворца (последние Вишняков с командой помогал ему окончить), в кладбищенские церкви, где много работал Колокольников.
Вишняков часто помогал провинциальным мастерам. В литературе нашли освещение его связи с великоустюж-скими художниками Березиными13.
За четверть века, что Вишняков стоял во главе живописной команды Канцелярии от строений, им была создана целая школа, которую по праву можно назвать школой Ивана Яковлевича Вишнякова. От всей ее системы обучения прослеживается прямой путь к основным принципам преподавания в Академии художеств.
Вишняков умер, когда Россия не только в политическом и общественном, но и в культурном отношении завоевывала европейское признание. Наследники Ломоносова прославляли русскую науку, росла слава русской интеллигенции. Новое поколение входило в литературу, предрекая комедии Фонвизина, поэзию Державина, бессмертную книгу Радищева. Появлялись русские переводы европейских сентименталистов, предромантиков: в 1760-е годы — Руссо, в 1770-е — Лессинга, Дидро, Мерсье, затем Ричардсона и гетевского «Вертера». Искусство становится ареной борьбы самых разных направлений. В русле изысканного рококо и пышного елизаветинского барокко начинает зарождаться классицизм и несколько позже — сентиментализм. Путь к светскому национальному русскому изобразительному искусству, одержавшему победу в борьбе за самостоятельность, был подготовлен именно такими мастерами, как А. Антропов, И. Аргунов и в первую очередь — Иван Яковлевич Вишняков.
Плоды основного занятия Вишнякова — произведения монументальной живописи — время не сохранило. Но в наследии художника, к счастью, уцелели исполненные им в разные периоды творчества и при разных обстоятельствах произведения портретного жанра.
Вставки на диски автомобильных колес www.koleso-russia.ru.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.