В русском искусстве еще с XVII века портрет был всегда проверкой мастерства. Таким он оставался и в Канцелярии от строений. Хотя там основным видом всегда была монументально-декоративная живопись, наивысшей ступенью в обучении являлась копия с какого-либо образца портретного жанра.
Вишняков занимался портретом всю свою жизнь. Выполнял заказы двора, писал и менее знатные персоны. Обращение к частным лицам — одна из особенностей Вишнякова. Он был первым из художников, кто начал изображать людей, ничем не примечательных, среднее и даже не столичное дворянство. Несомненно, этот интерес к частным сферам жизни — в какой-то степени черта послепетровской эпохи, потерявшей пафос государственности. Вишняков, первым выразивший эти изменения, сумел вместе с тем развить и расширить возможности портретного жанра. Его первым учителем и здесь был Л. Ка-равакк. Вишняков делал копии выполненных им портретов, чтобы засвидетельствовать свое мастерство, при его содействии исполнил не дошедшие до нас портреты детей обер-прокурора Ягужинского, портреты герцога и герцогини курляндских.
Каравакк привез с собой в Россию зарождающийся стиль рококо. Его детские портреты полны манерности, жеманства, игривости, позы (двойной портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны), а иногда и откровенной эротики (портрет царевны Елизаветы Петровны ребенком). Но не эти черты стиля привлекли к себе Вишнякова. Рококо было общеевропейским явлением, искусством преимущественно придворных кругов, в России имевшим очень узкий характер и коснувшимся в основном лишь столичного Петербурга. В России рококо проявит себя наиболее полно в середине и особенно в первые десятилетия второй половины века — в творчестве раннего Ф. Рокотова, в «Смольнянках» Д. Левицкого, в скульптуре ранних И. Прокофьева и Ф. Шубина. Но Вишняков оказался первым, чутко уловившим черты нового стиля и сумевшим придать им национальную окраску.
В рокайльных портретах Вишнякова нет эротики, гривуазности, фривольности Ф. Буше, но есть поэтичность и лиризм, тонкая нюансировка чувств, хрупкость и едва уловимая грусть, и в этом смысле, если искать западные аналогии, из европейских мастеров ближе всего Вишнякову Ватто. Им обоим свойственна чуть уловимая ирония. Вишнякову нравится декоративная роскошь парадных костюмов его эпохи, их открытая театральность и праздничность, но он несколько иронично подчеркивает их громоздкую торжественность, вызывающую скованность жеста.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.