«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Не следует слепо Вишняков и всей системе выразительных средств рококо. Вместо светлой гаммы, присущей произведениям рококо, он остается верен краскам ярким и звучным, значительно более близким русскому художнику, воспитанному на восьмисотлетних традициях иконописи. Отсутствуют у него и дробность форм, тенденция к ракурсу, трехмерности, асимметрия, подвижность. Портреты Вишнякова полны высокой духовности, теплоты, душевности. Следует сказать, что нечто останется от рокайля в творчестве Вишнякова навсегда, однако с годами все менее отчетливо будут проступать эти черты и все более прослеживаться тесная связь с принципами старой русской живописи, а если говорить точнее — с парсуной. Это и естественно. До Каравакка Вишняков учился у Василия Грузинца и, таким образом, был воспитан в художественной системе Оружейной палаты. Отсюда он вынес основные художественные приемы, образный строй, эстетические вкусы, в давно устоявшейся среде складывались его стилистические тенденции. Каковы же они?

Как старые русские мастера, Вишняков главное внимание уделял лицу, в котором выражается весь духовный мир человека. Тело же, это «вместилище греха и соблазна», он пишет плоскостно и схематично, и оно плохо угадывается под тщательно и виртуозно прописанным платьем. Кстати, не пройдя того, что можно назвать академической выучкой, Вишняков нередко делал ошибки в рисунке (исследование его портретов показывает, например,

как он всегда мучился с изображением рук). Помимо плоскостности, нужно отметить еще его тяготение к статике. Статичность позы — вместо беспокойства, асимметрии, типичных для живописи рококо. И это в Вишнякове тоже от принципов древнерусской живописи, где движение лишь нарушало состояние гармонии. Статуарная пластика образов Вишнякова придает им оттенок величавой незыблемости, хотя это не исключает большой сдержанной напряженности, внутренней динамики.

Вишняков выдвигает и свое живописное решение. Вместо тоновой живописи, то есть живописи, выдержанной в одном тоне, что было обычным для европейских художников XVIII века, он предпочитает в основном большие локальные пятна, не вписывая цвета в общую тональность, а противопоставляя их один другому в сильной и звучной гамме.

В портретах Вишнякова есть и драпировки, и колонны, и фонтаны, и деревья — все атрибуты парадных портретов; но они не решены глубинно, художник не создает иллюзии пространства, и они кажутся еще более нереальными и плоскостными, чем тела под изысканно написанным платьем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *