В живописи Вишняков делал приблизительно то, что выпало на долю петербургских архитекторов в 20—30-х годах XVIII века. Как Земцов и Коробов, владевшие всем богатством классических архитектурных форм, никогда не пытались перенести в новый город Петербург традиции архитектуры московских церквей, так и Вишняков никогда не ставил своей задачей возвратить светскую живопись к иконе. В его творчестве органически слились старые традиции с новыми формами и средствами выражения. Как у Земцова, в произведениях Вишнякова много недоговоренности, иногда даже робости, но в них есть черты, которым предстояло развиться во второй половине столетия, и в этом перспективность его творчества.
Вишняков очень осторожно, но без всякого школярства и подражания, осваивал западноевропейский художественный язык, всегда оставаясь верным национальному мироощущению. Это, кстати, и позволило ему создать произведения, выражающие русский XVIII век также полно, как лучшие произведения западноевропейского искусства выражают дух и время своих стран. Портреты Вишнякова характеризуют русское XVIII столетие так же ярко, как «Исповедь» Руссо, «Отплытие на остров Ци-теру» Ватто или комедии Бомарше. В скупом наследии Вишнякова насчитывается с десяток портретов. Но даже если бы остались один или два, то и их было бы достаточно, чтобы считать его выдающимся русским мастером середины XVIII века. Разве недостаточно было аббату Прево одного романа о Манон Леско и кавалере де Грие или Шадерло де Лакло «Опасных связей», чтобы убедительно, с предельной четкостью и образностью выразить свое время?!
В творческом наследии Вишнякова известно всего два подписных портрета. Поэтому понадобилось сложное технологическое исследование дошедших до нас работ мастера, чтобы более четко определить его почерк и иметь возможность более точных атрибуций. Это исследование в рентгеновских, ультрафиолетовых, инфракрасных лучах, микроскопическое, химическое было произведено, в основном, в лаборатории Государственного Русского музея, а также Государственной Третьяковской галереи, и результаты исследования явились опорным пунктом искусствоведческого анализа живописных работ Вишнякова.
За долгую творческую жизнь Вишняков пережил несколько коронаций, участвовал в их оформлении, исполнял многие царские заказы, писал царские портреты и для дворцов, и для триумфальных арок. Иногда это были портреты по какому-то заданному образцу. Так, в 1731 году Каравакк сообщил Канцелярии, что «отправил в Санкт-Петербург [...] персону ее императорского величества, которую писал означенный подмастерье Вишняков».
http://канапемания.рф холодные фуршетные закуски с доставкой.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.