Один из первых по времени дошедших до нас самостоятельных портретов Вишнякова — изображение Анны Леопольдовны, недолгой правительницы России после смерти Анны Иоанновны. Дочь ее сестры Екатерины, вышедшей замуж за герцога Мекленбургского, Анна Леопольдовна (как она стала именоваться при принятии православия в 1733 году) была извлечена из полного забвения на арену истории волею своенравной императрицы Анны Иоанновны, обеспокоенной не столько судьбами престола, сколько тем, чтобы он не достался Елизавете Петровне — дочери нелюбимого ею дяди Петра I. Императрица завещала престолонаследие будущему ребенку племянницы от выбранного поспешно с этой целью на роль мужа герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. Брак состоялся в 1739 году. Выбор не был блестящим, и Анна Иоанновна писала: «Принц нравится мне так же мало, как и принцессе, но высокие особы не всегда соединяются по склонности»14. Будущий император Иоанн Антонович родился 12 августа 1740 года. После смерти Анны Иоанновны Анна Леопольдовна была объявлена регентшей при малолетнем сыне. Ее правление было очень недолгим: с 9 ноября 1740 по 25 ноября 1741 года. Это был год ожесточенной внутренней борьбы с супругом за право соправления. Менее приспособленную для управления великой державой особу трудно было бы отыскать. Для нас важно в связи с портретом Вишнякова, что современники пишут об ее облике. Леди Рондо, жена английского посланника, отмечала, что «в ней нет ни красоты, ни грации, и ум ее не выказал еще ни одного блестящего качества. Она [...] говорит мало и никогда не смеется, что мне кажется неестественным в такой молодой особе и происходит, по моему мнению, скорее от тупости, нежели от рассудительности»15. Фельдмаршал
Миних в своих воспоминаниях писал, что «она была от природы неряшлива, повязывала голову белым платком, не носила фижм (sans jupe de baleine) и в таком виде являлась к обедне, в публике, за обедом и после него, когда играла в карты с избранными партнерами [,..]»1в.
Именно в такой повязке мы видим Анну Леопольдовну на портрете, который в истории искусства принято называть «Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье с повязкой на голове» из фондов Русского музея. Портрет неподписной и недатированный. Впервые он появился на выставке 1870 года без упоминания автора, хранился в Зимнем дворце и поступил в музей Александра III в начале XX века. За авторство Вишнякова позднее высказывались некоторые исследователи (Н. Ко-валенская, Э. Ацаркина, Н. Молева и Э. Белютин).
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.