В документах Канцелярии от строений мы несколько раз встречаем упоминание о том, что Вишнякову заказывались портреты Анны Леопольдовны, особенно часто говорится о некоем портрете для присутственных мест Конюшенной конторы. Но портрет, о котором идет речь, менее всего подходит для официального учреждения. Та полудомашняя одежда оранжевого цвета и белая косынка на плечах, в которой она предстает на портрете, сидящей в кресле, менее всего подходит для подобных целей, как бы модель ни любила такой свой облик. Руки сложены на животе. Поза спокойна.
Лабораторное исследование портрета многое прояснило. Выяснилось, что первоначально Анна Леопольдовна была изображена в другом платье, без косынки на плечах, с каким-то украшением на груди, а главное — левой рукой она обнимала мальчика, стоящего около кресла. Его круглое, большеглазое лицо и одежда (камзольчик без воротника) видны до сих лор на холсте, не только на рентгенограмме. Но фигура ребенка была записана, и, что очень важно, запись эта авторская. Техника живописи, состав красочного слоя, моделировка лица и одежды, наконец, сам подход к модели — все говорит за то, что портрет был действительно написан Вишняковым. Целый ряд приемов, как, например, незаписанный грунт в тенях — на лице, около носа, рта, подбородка, — будет потом повторяться в других произведениях Вишнякова и, что особенно важно, в его подписных вещах. Это, так сказать, классическая вишняковская лепка, встречающаяся во всех его портретах. Лицо и платье пишутся по-разному: смелое, артистичное, свободное письмо одежды и более тщательное (скорее притирка пальцем, чем мазок) — на лице. Грунтовка холста неровная.
Гостевой дом отдых гостевои дом отдых.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.