«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Роскошь двора, превосходящего своим великолепием все европейские дворы, бесконечные маскарады, являвшие взору различные виды искусства, были, конечно, сказочной декорацией, которая не могла скрыть черт действительной жизни. Казни, кровь, колесование, четвертование, сожжение, отправление в ссылку с вырванными ноздрями, пытки во вновь восстановленном Преображенском приказе, переименованном в Тайную канцелярию, становятся привычным делом. Вот почему и искусство этой поры носит следы мрачного величия. Весь этот дух выразил лучше всего скульптор Растрелли в образе самой Анны Иоанновны: смесь европейской роскоши с азиатской тяжеловесностью, вульгарной силой и варварской грубостью.

Однако нельзя забывать, что общественная мысль и художественные силы продолжали развиваться и в это малоблагоприятное время. В 1730-е годы открывается в Петербурге Сухопутный шляхетский корпус («рыцарская академия»), из стен которого выйдут А. Сумароков и М. Херасков, в будущем прекрасные русские поэты; начинается просветительская деятельность и поэтическое творчество А. Кантемира. В. Тредиаковский, выскочка и плебей, как будут называть его враги, поэт-эрудит, выученик Сорбонны, в которую проникнет, тайком убежав из России, сделает в 1730 году первый перевод французского «галантного» романа («Езда в остров любви» Поля Тальмана), а в 1735 году напишет свой первый трактат о стихосложении, начав тем самым преобразование русского стиха.

Как раз в эти годы в документах все чаще появляется имя И. Вишнякова. Архивные материалы (список членов живописной команды Василия Грузинца) свидетельствуют о том, что Иван Яковлевич Вишняков родился в Москве в 1699 году в семье «шатерных дел мастера». В 1714 году он уехал в Петербург «к сродственнику своему» (можно думать, что именно этот «сродственник» был писарем в Канцелярии от строений). С 1721 года Вишняков был определен в ведомство Адмиралтейств-коллегий сначала к мастеру лакового, а с 1722 года — живописного дела Василию Грузинцу, откуда в 1727 году уже как живописный подмастерье перешел в Канцелярию от строений2. Отныне вся его творческая жизнь будет связана с этим учреждением и пройдет в Петербурге в районе Первой Береговой, Литейной улицы и Рождественских слобод (теперешние улицы Воинова и Советские). В 1745 году он получает чин коллежского асессора, в 1752-м — звание надворного советника, о чем сохранились собственные челобитные художника на имя императрицы — своеобразная автобиография. Из этих челобитных становится известно о всех перипетиях жизни художника: его служебных и территориальных перемещениях, его жалование, о том, где он осуществлял росписи. Кроме того, подробные отчеты об его деятельности в живописной команде дают протоколы Канцелярии от строений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий