К моменту воцарения Елизаветы Петровны Вишняков был ведущим художником Петербурга, главой живописной команды, и, конечно, ему не раз приходилось писать и портреты новой императрицы. В документах сохранились упоминания о работе Вишнякова над портретами Елизаветы три раза: в 1742, 1743 и 1757 годах. В 1742 году, помимо портрета для Аничковских триумфальных ворот, о котором уже говорилось, он пишет портрет «для постановления во оную Канцелярию (от строений. — Т. И.)», как это цитируется одним из первых исследователей документов Вишнякова А.Успенским. 16 мая 1743 года Канцелярия повелевает для строящегося Летнего дворца написать «портрет ее императорского величества самым лучшим живописным художеством», и Вишняков называется мастером, который «оный портрет исправить по своему искусству может». Приказ от 18 мая уточняет, что это должна быть «персона», «какова в Канцелярии от строений написана»18. Этот тип портрета имел успех, потому что и в 1757 году Вишнякову было дано приказание писать персону «против той, которая была учинена в оной Канцелярии от строений в 1743 году»: плата за портрет 14 рублей 23 копейки недвусмысленно говорит о том, что это была копия с портрета 1743 года. Записи сенатского журнала упоминают портрет Елизаветы Петровны кисти Вишнякова для сената (на запись от 11 марта 1743 года ссылается А. Бенуа в статье о выставке 1912 года «Ломоносов и елизаветинское время» в майском номере журнала «Старые годы» за 1912 год). Видимо, именно этот портрет был перевезен в Москву из Ленинграда в 1928 году и находится теперь в Государственной Третьяковской галерее. Он исполнен по образцу каравакков-ского, поэтому о композиции говорить не приходится, но почерк, мастерство исполнения, ощущение парадности свидетельствуют о том, что портрет создан Вишняковым самостоятельно. Архивные документы хранят многие сведения о помощи Вишнякова Каравакку в создании портретов императрицы для различных провинциальных учреждений. То же он проделывал и в анненское время. Вполне сложившийся, апробированный тип репрезентативного портрета царского лица являет собой каравакковский портрет Анны Иоанновны из Государственной Третьяковской галереи, намеренно висящий в экспозиции против портрета Вишнякова. Каравакковский тип портрета имел огромный успех не только в 1740-е, но и в 1750-е годы. Под его влиянием писали Елизавету А. Антропов, многие иностранные мастера, например Г. Прен-нер; и даже такой блестящий художник, как Л. Токке, изменил своей привычной рокайльной манере в портрете императрицы 1758 года, ради которого он приехал в Россию, и создал торжественное и величавое изображение, в какой-то мере перекликающееся с уже утвержденным Каравакком образцом. Конечно, в этом типе нет психологической глубины, совсем не это качество объясняет его успех, а выражение парадности, представительности
Один ответ
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.