Можно предположить, что от новой императрицы Вишняков получил заказ на портрет, который в литературе всегда связывался с именем его учителя Каравакка, — портрет цесаревны Натальи Петровны, датированный в инвентарных книгах Государственного Русского музея 1722 годом. Из собрания Зимнего дворца в 1762 году портрет попал в Академию художеств, а в 1925 году — в Русский музей. Он был известен с первых же выставок как портрет императрицы Анны Петровны и считался таковым многими исследователями. Анализ иконографии в действительности показывает, что на портрете изображена младшая дочь Петра I, умершая почти одновременно с отцом и похороненная с ним (1718—1725). Она облачена в голубое с серебром платье. На пол спускается золотистая подбитая горностаем мантия. Композиция, складки мантии, условный жест левой руки, которым модель указывает на корону, лежащую на красной подушке, архитектурный фон с каннелированными пилястрами и драпировкой справа — все это типично для репрезентативных портретов XVIII века.
Портрет, как уже говорилось, связывался исследователями с Каравакком. Но в нем начисто отсутствуют жеманство, манерность, рокайльная игривость и изящество детских портретов Каравакка. Изображение более тяжеловесно, а лицо не по-детски серьезно, даже строго,
важно, полно достоинства, без тени кокетства, что столь свойственно детским портретам Вишнякова и не характерно для его учителя. Немало отличий и в почерке, зато много общего с вишняковским портретом Вильгельма Фермора из Государственного Русского музея и портретами Михаила и Степаниды Яковлевых из собрания Государственного Эрмитажа. Исследование подтвердило наличие целого ряда черт манеры Вишнякова. Вместе с тем в работе имеются свидетельства того, что она все-таки исполнялась по какому-то образцу: подготовительный рисунок очень точен, размерен, живопись спокойнее, в ней нет той свободы, которая свойственна Вишнякову, когда он вполне самостоятелен, мазок более дробен. Наконец, сама рентгенограмма просто идеально совпадает с изображением, что говорит об определенной заданности всей композиции, хотя и не заслоняет индивидуального почерка. Исследование портрета позволяет отвести его от петровского времени и даже от Каравакка. Вполне возможно, что Каравакк некогда писал цесаревну Наталью Петровну, но этот портрет — руки не его, а бывшего ученика. Вряд ли портрет Натальи Петровны можно назвать копией, во всяком случае, это вольная копия, выявляющая самостоятельный почерк высокопрофессионального мастера. Нам представляется, что Вишняков писал его во второй половине 1750-х годов, когда писал В. Фермора и когда Каравакк уже умер, а императрица пожелала иметь копию известного портрета своей сестры.
Самая актуальная информация купить каркасные дома у нас.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.