«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Э. Ацаркина в свое время посвятила этому портрету, выяснению личности изображенного небольшое исследование. Она связывала его появление с возведением В. Даргана в камер-пажи по случаю свадьбы вел. кн. Петра Федоровича. Пребывание Дарагана в Москве и Петербурге в этот период подтверждается в дневнике Н. Ха-ненко: «[...] ввечеру был у племянников графа Разумовского, прибывших в Москву из Козелця» (это февраль 1745 года). В июне этого года, уже в Петербурге, в дневнике значится: «Обедал у племянников графа Разумовского». Или: «Рано были у нас племянники графа Разумовского Василий Ефимович Дараган и Михайло Власье-вич (Будлянский. — Т. И.) с учителем своим г. Носко, мимоездом в монастырь Невский». «После обеда были у нас племянники графские Михаил Васильевич и Василий Ефимович и сын Якубовича Александр с учителем своим Носком»21. Из этого же источника узнаем, что В. Дараган был в Петербурге с 1745 по 1749 год и жил во дворце А. Разумовского. (Впоследствии он быстро возвысился при дворе и дослужился до генерал-поручика.)

Потомства В. Дараган, как и его братья и сестра Дара-ган-Хованская, не имел, и потому все имения на Украине перешли ко второй сестре Дараган-Галаган, которой принадлежала подкозелецкая усадьба Покорщина, где, видимо, и была сделана надпись на портрете и откуда — через краеведческий музей в Прилуках — портрет попал в Чернигов. То, что мальчик изображен в парадном наряде, вполне оправданно: к свадебным торжествам своего племянника Елизавета повелела сшить не только новые платья придворным, но и сделать новые кареты.

Кто писал В. Дарагана? Каравакк — отпадает: произведение полно искренности и жизни, лишено всех внешних и внутренних признаков каравакковской кисти. То же самое можно сказать относительно Г. Гроота. И. Людден к этому времени уже уехал из России. И. Аргунову в 1745 году было только шестнадцать лет, А. Антропов в это время не был еще даже живописным подмастерьем.

Заказ на портрет племянника Разумовского Вишнякову кажется вполне обоснованным: в 1740-е годы он был известен уже не только как монументалист и исполнял не один царский портрет. Технологическое исследование подтверждает возможность авторства Вишнякова, ибо обнаруживает необычайную близость другим произведениям художника, прежде всего портрету Сарры Фермор, а также ее брата, подписному портрету Николая Тишинина, парным портретам Яковлевых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *