Есть, может быть, лишь одна черта в этом произведении, не столь свойственная Вишнякову, и она касается не технологии, а построения формы, ощущения пространства, свидетельствующих о богатейших декоративных возможностях художника, которые заставляют пожалеть об его утраченных монументально-декоративных работах. Здесь более, чем в других произведениях Вишнякова, уделено внимание объемности фигуры, светотеневой моделировке, трехмерности пространства, лепке складок по форме тела. Появляется неприсущая Вишнякову передача материальности. Зритель оказывается захваченным открытой праздничностью изображения: сверканьем дорогого шитья платья, шелка скатерти, золотого тиснения кожаных переплетов, переливами на эфесе шпаги. Этот интерес к фактуре предметов внешнего мира появится в русском искусстве позднее, во второй половине века, найдет блестящее воплощение в портрете архитектора Ко-коринова работы Левицкого (никоим образом не заслонив всей сложной психологической характеристики модели со следами грусти, разочарования, усталости, душевного раскола на этом удивительном лице). Во времена Вишнякова такой интерес проявился лишь в натюрмортах, но там это было вызвано причинами учебного характера.
Вспомним, однако, что портрет Василия Дарагана написан в 1745 году, в период расцвета декоративной живописи, когда Вишняков с командой исполнял бесчисленные декоративные панно над дверьми, так называемые десюдепорты для императорских дворцов, оформлял театральные представления и прочее. Рядом с ним работали итальянские декораторы, привезшие с собой принципы иллюзионистической плафонной барочной живописи. Елизавета приглашала иностранных портретистов, работавших, в основном, в стиле рококо. Вишняков, безусловно, знал и Г. Гроота, и П. Ротари. Да и сами десюдепорты, которые он исполнял десятками, были порождением рокайльного искусства. Вишняков не мог остаться совершенно чуждым этой иллюзорной пространственности, подвижности, трехмерности. Особый декоративизм портрета В. Дарагана не является, таким образом, аргументом против авторства Вишнякова. В живописном же и образном строе портрета В. Дарагана много общего с портретом Сарры Фермор. Их объединяют высокое поэтическое чувство, восхищенно-уважительное отношение мастера к модели, серьезность и душевная теплота. И эти качества сохранятся в детских портретах его работы.
Атрибутировать портрет В. Дарагана помогает, как уже говорилось, его необычайная близость портрету Сарры Фермор, который в литературе всегда связывался с именем Вишнякова, хотя и не является подписным.
Портреты детей Фермор поступили в музей Александра III (теперь Государственный Русский музей) от родственницы Ферморов Н. П. Альбрехт в 1907 году как «два портрета Вишнякова 1749 г.».
https://sluzba-sidelka.ru ночная сиделка низкая цена.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.