«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Портрет Сарры Фермор — типичное парадное изображение. Девочка представлена в рост на стыке открытого пространства и пейзажного фона с обязательной колонной и тяжелым занавесом. На ней нарядное платье, в руке веер. Ее поза скованна, но в этой застылой торжественности много поэзии, ощущения трепетной жизни, овеянной высокой духовностью и большой душевной теплотой. В портрете соединены, что типично для Вишнякова, как будто бы резко контрастные черты: в нем ощущаются еще живая русская средневековая традиция и блеск формы парадного европейского искусства XVIII века. Поза, действительно, скованна, застыла (Н. Ковален-ская говорила даже об «иератической иконной торжественности детей Фермор»), но образ полон тонкой эмоциональной жизни и внутреннего напряжения. Фигура и поза условны, задник трактован плоскостно — это открыто декоративный пейзаж, — но лицо вылеплено объемно. Изысканное серо-зелено-голубое платье поражает богатством многослойной живописи и имеет тенденцию к уплощению. Оно передано иллюзорно-вещественно, мы угадываем даже вид ткани, но цветы по муару рассыпаны без учета складок, и это «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. А над всей схемой парадного портрета, что самое удивительное, живет напряженной жизнью серьезное грустное лицо маленькой девочки с задумчивым взглядом. Цветовое решение—серебристая тоновая живопись, отказ от ярких, локальных пятен — обусловлено характером модели, хрупкой и воздушной, сходной с каким-то экзотическим цветком. Как из стебля, вырастает ее головка на тонкой шее, бессильно опущены руки, об излишней длине которых писал не один исследователь. Это вполне справедливо, если рассматривать портрет с позиций академической правильности рисунка; уже говорилось, что руки наиболее трудно давались Вишнякову, но их длина здесь так же гармонически подчеркивает всю хрупкость модели, как и тонкие деревца на заднем плане. Сарра Фермор как будто воплощает не истиный XVIII век, а эфемерный, лучше всего выраженный в причудливых звуках менуэта, XVIII век, о котором только мечтали, и сама она — под кистью Вишнякова — как воплощение мечты.

Портрет Вильгельма Фермора, учитывая, что он родился в 1749 году, а на портрете ему лет семь — десять, был написан Вишняковым в середине — второй половине 1750-х годов, в то последнее пятилетие жизни мастера, когда он работал наиболее творчески напряженно, полный новых замыслов, бесконечно занятый наблюдением за строительством как руководитель живописной команды. В. Фермор изображен в рост на фоне какого-то интерьера, в полном облачении сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. Цвета яркие,локальные, преобладает красный реальгар — очень дорогая краска, дающая глубокий тон. С зеленым кафтаном перекликается по цвету такого же тона занавес с золотой каймой, справа видна база колонны, квадраты пола уводят взгляд к неясно читаемому заднику, слева слабо вырисовывается какой-то проем. Таким выглядит портрет сегодня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *