«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Попав в Канцелярию, Вишняков оказался под эгидой почти единственного тогда в этом заведении живописца Л. Каравакка — «первого придворного маляра», как его именуют документы. В конце 1720-х годов, еще при Петре II, Вишняков вместе с Каравакком уезжает в Москву, а с переездом новой императрицы в столицу (1732) вновь возвращается в Петербург.

Со смертью Петра I новая северная столица несколько изменилась. Захирело частное строительство, так как при внуке Петра дворяне с великой радостью кинулись в старую Москву. В эти годы только П. Трезини продолжал работы в Петропавловском соборе и на стрелке Васильевского острова. С переездом Анны Иоанновны в Санкт-Петербург в нем вновь закипела жизнь. По распоряжению императрицы молодой и блестящий архитектор Б.-К. Растрелли срочно соединяет дома Апраксина, Рагузинского и Ягужинского, возводя так называемый Зимний дворец (третий Зимний дом, как сказано в документах), который будет строиться и при племяннице Анны Иоанновны Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Вишняков окажется связанным с этой постройкой на всю жизнь. С 1733 года в Летнем саду на Неве начинает сооружаться Летний дворец (Летний дом) —любимое детище Анны Иоанновны. Кроме того, усиленно ремонтируются старые дворцы, украшающие их плафоны, исполняются портреты императрицы, для многочисленных празднеств создаются триумфальные арки, ставшие со времен Петра I традиционными в русской архитектуре.

Канцелярия от строений несколько изменяется в 1730-е годы, она отличается от той, которая была в 1710—1720-х годах, когда еще называлась Канцелярией городовых дел.

С 1724 года, после расформирования Оружейной канцелярии, вместо одного живописца Каравакка в Канцелярии от строений появилась целая живописная команда, исполнявшая, по сути, все декоративные работы при строительстве.

До основания Академии художеств под «художеством» подразумевалось не только искусство в современном понимании слова, но и ремесла. Мастера Канцелярии с одинаковым тщанием исполняли все виды работ —от икон до плафонов, от триумфальных арок до садовых украшений, орнаментов, обоев, театральных декораций, костюмов, портретов, миниатюр на эмали. Здесь было много и от средневековой цеховой традиции, и от традиций Возрождения. Учитель жил одной жизнью с учениками, в команде было неизменное чувство ансамбля. Многое из обучения в Канцелярии легло потом в основу педагогической системы Академии художеств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *