«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Технологическое исследование портрета показало, что он был задуман вначале иначе, ибо оказались совершенно переписанными фон и костюм модели. Фон был сначала пейзажным, на рентгенограмме отчетливо читаются облака, небо, зелень. Костюм был иного цвета и вида. Все это позволяет предположить, что сержантский мундир появился позднее. Колонна же слева — первоначальная и напоминает колонну в портрете сестры. (Заметим, кстати, что кромки холста завернуты, первоначально его размер соответствовал женскому портрету.)

Исследование и тщательное изучение портрета приводят к выводам, что он был написан как парный к уже существовавшему портрету Сарры, а все изменения связаны с присвоением Вильгельму сержантского чина, потребовавшего и другого антуража. Возможно, портрет был заказан в 1758 году в связи с введением Фермора в графское достоинство. Но исполнен портрет никак не позднее 1760-го, так как в декабре этого года вышел указ о ношении в русской армии при военной форме сапог на низком каблуке. И уж никак не позднее 1761-го, ибо в «Истории лейб-гвардии Преображенского полка. 1683 — 1883» читаем: «Граф Фермор В. в 1761 г. произведен в офицеры из полковых сержантов». При этом ему полагался совсем другой мундир.

Итак, портрет мог быть написан только до 1761 года, то есть при жизни Вишнякова. Вместе с тем все исследователи с первого появления портрета в музее обращали внимание на то, что он живописно неизмеримо слабее женского. Исследование портрета показало, что эта профессиональная слабость касается именно переписок: неудачно написан уходящий резко вверх пол, слабо прописан проем задника, вяло нарисованы руки, а ноги кажутся ватными и смотрятся как часть костюма. Однако заметим, это письмо менее мастеровито, но не противоречит общему стилю живописи Вишнякова, оно только слабее профессионально (так, например, разве можно сравнить живописный кусок, изображающий шпагу В. Да-рагана, который смотрится как драгоценность, с вялым изображением ее в портрете В. Фермора?). Лицо же исполнено с такой же степенью мастерства и теми же средствами, как и на остальных определенно вишняковских портретах. А лабораторное исследование только подчеркивает его общность с подписными вещами или с портретом Анны Леопольдовны, о котором уже говорилось.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *