Таким образом, можно предположить, что Вишняков начал портрет В. Фермора в 1758 году или еще раньше параллель к портрету сестры, так сказать, в частном виде но в 1758 — 1759 годах его пришлось переделать, в результате чего он стал таким, каким мы его знаем сегодня. Общее композиционное решение и лицо модели не затронуты переписками и принадлежат, несомненно, руке Вишнякова. Лицо совсем детское и очень похоже на лицо сестры, оно «по-вишняковски» полно строгой важности, достоинства и даже отчужденности, а по технике исполнения напоминает лицо маленькой царевны Натальи Петровны (что, кстати, лишний раз позволяет отнести время ее написания к 1750-м годам). Переделки же выполнял какой-то очень близкий мастеру художник, но гораздо менее опытный. Им мог быть его сын Иван, помогавший отцу во всех монументальных работах, а еще вернее — его ученик Мина Колокольников, также занимавшийся портретом. Почему Вишняков сам не переписывал портрет: уехал ли в Москву, как часто уезжал в эти годы? Был очень занят? Болен? — сказать сейчас трудно. Вот все, что на сегодняшний день нам известно о портрете В. Фермора.
Среди портретов Вишнякова лишь два подписных, и написаны они в эти же напряженные для Вишнякова 1750-е годы, а именно: в 1755 году. Это уже упоминавшиеся парные портреты четы помещиков Тишининых, владельцев имения в селе Тихвино-Никольское Рыбинского уезда Ярославской губернии. Состоятельный человек, владелец не одного завода и вотчины, Николай Тишинин вышел в отставку в чине капитана лейб-гвардии Измайловского полка, поселился в деревне и, будучи просвещенным человеком, не только интересовался литературой, но и сам писал, переводил, был знаком с архитектором В. Баженовым, с рисовальщиком-перспективистом М. Махаевым, живописцем М. Колокольниковым. Вполне возможно, что через последнего он и узнал Вишнякова и заказал известному художнику портреты с себя и со своей жены.
При передублировании холста на портрете Николая Тишинина открылась надпись: «Портрет Николая Тишинина представляет в точном венчальном уборе которой брак был в 1752 году сентября 2-го дня с Ауиньей (Аксиньей? — Т. И.) Тарьбеевой намалеван в 1755 году, отроду 28 лет, живописным мастером надворным советником Вишняко-вымъ». В схеме типичного парадного портрета Николай Тишинин изображен на фоне коричневого занавеса, почти поколенно, стоящим у стола, правой рукой опершись на тумбу. Легкие акценты делают традиционную позу уверенной и непринужденной. Постановка головы свободная и гордая. Весь портрет выдержан в серебристо-черной гамме. Кружево манжет перекликается по цвету с серебром галуна и сединой парика. Темно-серые глаза освещают худощавое, почти аскетическое лицо, полное мысли и высокого интеллекта.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.