«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

К сожалению, от времени и условий хранения, а еще больше от грубых реставраций XIX века верхний красочный слой имеет плохую сохранность. Но при всех утратах технологическое исследование открыло богатую многослойную живопись и характерные черты вишняковского почерка, что очень важно именно в подписной вещи. Это уже знакомый в более ранних произведениях широкий длинный мазок, не читаемый на лице, использование грунта в тенях, мягкие переходы от лица к фону, богатые градации света и тени, неравномерная грунтовка. Рентгенографический и химический анализ показали, что грамота с родовым гербом в левой нелепо вывернутой на зрителя руке приписана позднее другими пигментами, но не через большой промежуток времени, потому что имеется четко сформировавшийся кракелюр. Тот, кто приписывал эту грамоту, был еще архаичнее, еще ближе к древнерусским истокам, чем Вишняков, ему были понятнее иконописные представления о перспективе, где столько точек зрения, сколько достойных внимания объектов, каковым и является знак знатности в портрете.

Портрет Ксении Тишининой также дублирован. На дуб-лировочный холст перенесена старая надпись: «Партрет Ауиньи Тарьбеевой представляет в точном венчальном уборе которой брак был в 1752 году с Николаем Тиши-ниным: отроду 19 лет писан в 1755 году надворным советником живописным мастером Вишняковымъ». Богатое платье Тишининой с серебристыми кружевами по кир-пично-красному фону и пеной фалбалы у кистей рук невольно вызывает в памяти красные баженовские постройки с их белокаменной резьбой. В праздничном уборе со всеми аксессуарами исключительности события (роза на груди, красная лента в волосах, часы у пояса, веер в руке и т. д.) Тишинина представлена стоящей на фоне темных боскетов уходящей в глубь аллеи, замыкающейся фонтаном. Простое, миловидное лицо модели полно спокойствия и доброжелательности и очень молодо. Сведения об ее возрасте мы находим на вольной копии с портрета Вишнякова, исполненной великоустюжским художником И. Березиным, где говорится, что ей в то время было девятнадцать лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *