Исследование подтверждает со всей отчетливостью, что портрет Ксении Тишининой написан тем же мастером, что и изображение Николая Тишинина, но в более сложной технике, ибо под каждый самостоятельный участок живописи нанесена различного цвета подложка — так называемая имприматура. На рентгенограмме видно, как несколько раз менялось положение левой руки и что под фоном проступает другой рисунок рукава и платья. В остальном же никаких существенных переделок не обнаружено. Зато стилистика письма, почерк абсолютно аналогичны почерку в портретах С. Фермор, В. Дарагана, Анны Леопольдовны, Н. Тишинина, Яковлевых. Женский портрет лиричнее и теплее мужского и совсем иной по цветовому решению. Некогда Т. Селинова отмечала взаимодополняющую гамму тонов в парных портретах Лоба-новых-Ростовских кисти И. Аргунова24. В портретах Ти-шининых это взаимодополнение выступает в обратном порядке: в холодной серебристо-черной гамме решен мужской портрет и в теплой — женский; серебристые кружева красного платья перекликаются с серебром галуна в костюме Н. Тишинина. Гармоническое единство составляет также их линейный и пластический ритм.
Пространство в портрете К. Тишининой, несмотря на удаленность фонтана и сужающуюся линию боскетов, решено плоскостно. Есть и недочеты в рисунке: так, левое плечо очень длинно, грудь и плечи плохо промоделированы. Но каждый кусок живописи, как в портрете Дара-гана, выглядит подобно драгоценности, передавая блеск, жизнь, богатство материально сущего. А над всем этим светским нарядом, мирским богатством вещного мира, как в «Сарре Фермор», живет напряженной жизнью прелестное молодое лицо. Вишняков писал Ксению Тиши-нину, не подозревая о ее близкой кончине, он создал образ, пленительный своей молодостью, чистотой и цельностью, лишенный всякого кокетства и суетности и вместе с тем напоенный грустью; модель погружена в себя, почти отрешена от мира, замкнута. И в этом—лишнее доказательство тонкого проникновения в характер, в суть модели, которую пишет художник. Так от пышущего здоровьем, искрящегося весельем Василия Дарагана через поэтически хрупкий облик Сарры Фермор Вишняков приходит к почти драматическому образу Ксении Тишининой.
К изображению Николая Тишинина примыкает еще ряд портретов, написанных в эти же годы.
Сколько стоит пересадить волосы на бороду пересадка волос на бороду.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.