«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Не вызывает сомнения и к тому же подтверждается рентгеновским исследованием авторство Вишнякова в портрете М. С. Бегичева из бывшего собрания Ф. Е. Вишневского (Музей В. А. Тропинина и художников его круга). О том, кто на нем изображен, свидетельствует надпись вверху на обороте, переведенная при дублировке холста: «Матвей Бегичевъ писа[н] 1757 году— натуральный] рос[т] 2 арши[на] 71/2 вершковъ». Матвей Семенович Бегичев, генерал-поручик Артиллерийского корпуса представлен в привычной для мужского портрета (и для Вишнякова особенно) схеме победренного обреза, в красном кафтане и золотистом жилете, с кружевными манжетами и жабо. Правой рукой он опирается на бедро, левая поддерживает треуголку и засунута за борт камзола. Умный проницательный взгляд, едва уловимая усмешка сообщают лицу несколько ироническое, насмешливое выражение. Аналогична композиция другого мужского портрета, справедливо приписываемого Вишнякову, изображающего правителя Комнатной конторы и вотчинных дел вел. кн. Петра Федоровича Ивана Николаевича Кацарева (Государственный художественный музей БССР, Минск). На обороте портрета имеется надпись, «Иванъ Николаичъ Кацаревъ дедъ князя Петра ива ... Шаховского со стороны матери». Кацарев облачен в темно-зеленый, почти черный кафтан с золотым шитьем. Пудреные волосы перевязаны черным бантом. Поза близка позе Бегичева, только пальцы правой руки сжаты в кулак. Смуглое лицо южного типа (Кацарев по рождению грек) полно спокойной силы и душевной ясности, в нем нет насмешливости и ироничности Бегичева, отсутствуют также тонкость и внутреннее изящество Николая Тишинина. Зато на всем его облике лежит печать сильного характера, внутренней цельности и высокого нравственного начала. От этого выразительного лица не отвлекает внимания одежда, написанная виртуозно, с богатейшим живописным мастерством, но, как всегда у Вишнякова, более плоскостно, чем лицо. Сохранность портретов и Бегичева, и Кацарева плохая. Но лабораторное исследование обоих произведений темне менее выявляет общие приметы — черты вишняков-ской живописи.

Среди наследия Вишнякова имеются, к счастью, два произведения, сохранившиеся до нашего времени в прекрасном состоянии. Это два парных портрета четы Яковлевых из собрания Государственного Эрмитажа (Отдел истории русской культуры). Они никогда не связывались в науке с именем Вишнякова, тем не менее обладают рядом неоспоримых доказательств его авторства25.

Михаил Саввич Яковлев, изображенный на портрете, был одним из пяти сыновей Саввы Яковлева, владельца ярославских мануфактур и сибирских заводов, производящих железо, рыбных и золотых промыслов и рудников, который некогда явился в Петербург с полтиною в кармане и с родительским благословением из Осташкова и сумел стать миллионером и основателем новой дворянской фамилии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *