В 1756 году состоялась свадьба его четырнадцатилетнего сына Михаила с девицей Степанидой Степановной, и, возможно, парные портреты были заказаны самому известному тогда из русских художников Вишнякову именно в связи с этим событием. Незадолго до того Вишняков написал портреты Тишининых также по случаю их свадьбы. Свадебные портреты были обычным явлением, но в дворянской, а не в купеческой среде. Вполне можно допустить, что Яковлев специально заказал подобные портреты, будучи во много раз богаче большинства дворянских семей. И не ошибся в выборе художника.
Оба портрета поясные, в фас. Мужской написан в теплых золотисто-коричневых тонах, созданных прежде всего коричневым цветом кафтана, затканного золотым шитьем. Поза Яковлева напряженна, руки уперлись в колени, рот упрямо сжат, выражение твердого нрава, несмотря на общий юный облик и детскую одутловатость щек, прекрасно удалось передать Вишнякову. Степанида Степановна выглядит на портрете дородной матроной, она и была старше мужа на четыре года. На Степаниде Степановне роскошное белое платье, расшитое золотистыми и коричневыми цветами и листьями, наряд дополняют бриллиантовая диадема на гладко причесанных волосах и серьги в ушах. Ее лицо было бы даже красиво, если бы оно не было так бездуховно. Вишняков не мог вдохновиться подобным обликом и изобразил ее просто дебелой, щегольски одетой купчихой.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.