«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Линейно-пластический ритм, композиционное и колористическое решение показывают, что портреты были задуманы как парные. Зрительно они даже не похожи на вишняковские. «Виной» тому, как это ни парадоксально, прекрасная сохранность живописи, наличие лессировок. На рентгенограмме лессировки не видны, эта разница с другими произведениями Вишнякова исчезает. Зато прекрасно видны тот же длинный, смелый, артистический вишняковский мазок, менее заметный в лице, неравномерная грунтовка холста, использование грунта в тенях, одинаковый способ подложки, как в портретах Тишини-ных, только в обратном порядке: здесь нет имприматур в женском портрете, потому что платье белильное, а белила все равно все перекрывают, и сложная многослойная живопись — в мужском портрете, как при изображении Ксении Тишининой. Как и в портретах Тишининых, кажется — если судить по грунтам,—что мужской и женский портреты исполнены разными художниками. На рентгенограмме отчетливы авторские правки (так, правая рука в женском портрете предполагалась несколько выше, легкими мазочками уточнялась форма), поиски сами по себе говорят о некопийности работы, ее полной самостоятельности. Портреты близки по манере исполнения портретам Тишининых (заметим, что это одно и то же время, с разницей в один год или несколько более, если допустить, что портреты писались не сразу после свадьбы), а по декоративному строю родственны портретам В. Дарагана и особенно Сарры Фермор. Мы ощущаем здесь то же внутреннее напряжение при определенной скованности позы. Так же иллюзорно-вещественно, почти с чувственной осязаемостью написано платье, а узор наложен сверху; в портрете Яковлевой он напоминает роскошное поле древнерусской миниатюры или растительный орнамент фресок XVII века.

Последнее произведение Вишнякова в области портретного жанра — портрет князя Ф. Н. Голицына. Н. Врангель, обследуя подмосковную усадьбу Голицыных Петровское, описал ее художественные коллекции и упомянул в своих записных книжках о портрете из красной гостиной усадьбы: «Князь Ф. Н. Голицын работы Вишнякова (?) Gentil cavalier»26. На подрамнике портрета старинным почерком пером сохранилась надпись: «Кн. Феодоръ Ни-колаевичъ Голицынъ на 9-ом году своего возраста».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий