«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Ф. Н. Голицын — сын Н. Ф. Голицына и правнук тех самых Голицыных, которых писал в 1728 году Андрей Матвеев (Алексея Ивановича и Анастасии Петровны, знаменитой «мать-игуменьи», битой батогами по делу царевича Алексея). Он родился в 1751, а умер в 1827 году. Петровское было его наследственным имением. Ф. Н. Голицын прожил блестящую и вполне достойную жизнь. С рождения он был зачислен в лейб-гвардии Конный полк, в 1771 году он уже корнет, и в чине поручика отчислен от полка ко двору. Ф. Н. Голицын получил самое тщательное образование, которым руководил И. И. Шувалов, вызвавший в 1768 году племянника за границу. Голицын учился в Риме, в Женеве, побывал у «ферней-ского мудреца» Вольтера, но вольтерьянцем не стал и атеистических взглядов не проповедовал. Затем Германия, Голландия, Англия, Франция. Столь счастливая долголетняя жизнь Голицына завершилась в его родовом имении Петровском.

На портрете Ф. Н. Голицын изображен девятилетним мальчиком в костюме конногвардейца времени Елизаветы Петровны: темно-васильковый мундир с красными отворотами и воротником с золотым позументом, красный камзол и кюлоты, черные сапоги и треуголка, белый бант на ней и белый галстук. Мушкет, сумка, шпага дополняют военное платье.

Фигура как бы распластана в пространстве. Ноги широко расставлены, правая рука знакомым движением засунута за борт, левая уперлась в бок. Позой и, главное, серьезным выражением лица, полным достоинства и важности, Голицын напоминает В. Фермора. И по времени портреты очень близки (если за дату рождения брать 1751 год, как сказано в «Роде князей Голицыных», то портрет, исходя из надписи о девятилетнем князе, был написан в 1759—1760 годах, если брать дату из «Русского провинциального некрополя» — 1749 год, то портрет оказывается написанным еще раньше, в 1758—1759 годах).

Полное технологическое исследование портрета проведено пока не было, но изучение его рентгенограммы и искусствоведческий анализ не дают никаких оснований отвергать Вишнякова как автора этого произведения. Высказанные как-то в литературе предположения о возможном авторстве И. Саблукова или К. Головачевского несостоятельны: к 1760 году они оба были еще очень молоды и никоим образом не могли получить подобный заказ, да и потом никогда не достигали такого мастерства.

В портрете Голицына Вишняков более чем когда-либо дает выход своим вкусам, своему тяготению к старой русской живописи, к архаическим чертам парсуны: мальчик изображен строго в фас, с равномерной опорой на обе ноги. Он напоминает лубочного солдатика, но более, чем в каком-либо другом произведении Вишнякова, в этом портрете живет одно лицо, написанное любовно, с глубоким проникновением в детскую психологию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *