Портрет Голицына завершает долгий путь Вишнякова в искусстве. На смену ему приходят другие художники: уже в 1750 году заявил о себе портретом И. Лобанова-Ростовского крепостной художник И. Аргунов; в 1759 году исполнит свой первый портрет, портрет А. Измайловой, ученик Вишнякова А. Антропов, проработавший под началом Вишнякова не один десяток лет в стенах Канцелярии от строений; в конце 1750-х — начале 1760-х годов начинается в высшей степени своеобразный творческий путь Ф. Рокотова, открывшего новые горизонты в русском искусстве второй половины XVIII века.
Вишняков жил в то сложное для русского искусства время, когда в борьбе рождались черты нового национального художественного метода. И можно смело сказать, что Вишняков был здесь пионером, первопроходцем, ибо его творчество представляет органический сплав старых русских традиций и принципов нового для России западноевропейского искусства, бурный процесс закрепления национального своеобразия и освоения западноевропейского живописно-пластического мастерства.
Даже в технике живописи Вишняков выступает художником переходной эпохи. От портрета Анны Леопольдовны, где он экономно использует грунт в тенях, через портрет В. Дарагана, в котором художник наиболее близко подошел к европейской рокайльной живописной манере и так мастерски овладел нюансировкой цвета, он приходит к вершине своего мастерства — изображению девочки Сарры Фермор. В этом произведении Вишняков выступает подлинным новатором, употребив двухслойный грунт (нижний — желтых охр, верхний — серо-беж), играющий роль камертона и определяющий основное звучание портрета. Начиная с Вишнякова, этот двухслойный грунт удержится до конца XVIII столетия, все более высветляясь, пока не станет на рубеже XVIII—XIX веков совсем белым. В 1750-е годы Вишняков как будто вновь возвращается к старым живописным приемам, но с учетом богатого опыта. В портрете Николая Тишинина он вновь использует грунт, как некогда это делал в портрете Анны Леопольдовны. Но в «Ксении Тишининой» он его прячет и прибегает к богатейшим имприматурам под разные цвета, что неизмеримо расширяет колористические возможности произведения. В обратном порядке мы встречаемся с этим же приемом в парных портретах Яковлевых.
Чем же плохи кованые ворота и калитки.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.