Значение Вишнякова в русском искусстве состоит также в том, что он как бы сконцентрировал в себе то общее, что есть и в Антропове, и в Аргунове, Мине Ко-локольникове, Сердюкове, Молчанове, Островском, открытом в середине 1970-х годов, в тех многочисленных анонимах, которые все чаще предстают теперь на выставках произведений XVIII века под условным названием «Художники середины XVIII столетия» — общность мироощущения, восторг перед богатством вещного мира и высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот мснументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами западноевропейского искусства. Гармоничное соединение всех этих качеств делает Ивана Яковлевича Вишнякова одним из самых ярких художников такой сложной переходной поры в искусстве, какой являлась в России середина XVIII столетия.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье.
Фрагмент
Портрет Сарры Фермор. 1749
Портрет Вильгельма Фермора. Вторая половина 1750-х гг. до 1761 г
Портрет Сарры Фермор. Фрагмент
Портрет Вильгельма Фермора. Фрагмент (частично переписан)
Портрет Василия Дарагана. 1745
Портрет И. Н. Кацарева. До 1759 г.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1743
Портрет Николая Тишинина. 1755
Портрет М. С. Бегичева. 1757
Портрет Ксении Тишининой. 1755
Портрет Ф. Н. Голицына. Около 1760 г
Портрет цесаревны Натальи Петровны. Вольная копия с Каравакка. 1750-е гг.
Портрет С. С. Яковлевой. Около 1756 г.
Портрет М. С. Яковлева. Около 1756 г.
Портрет С. С. Яковлевой. Фрагмент
Портрет М. С. Яковлева. Фрагмент
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.