«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Все 1730-е годы Вишняков работал в команде под началом Андрея Матвеева, одного из первых русских художников, посланных при Петре I учиться за границу. Но занятия монументальной живописью требовали общения со многими мастерами-декораторами, от архитектора и скульптора до ремесленника. Документ 1730 года рассказывает о работе Вишнякова в Москве под руководством Каравакка и о требовании Матвеева отослать его из-под начала Каравакка в Санкт-Петербург вместе с сотоварищами по команде для срочной работы в Летнем саду и Петропавловском соборе, «понеже оные в писании фигур искусны»3. Но, видимо, Каравакк не отпустил от себя Вишнякова, занятого на разных работах.

В каравакковских рапортах Канцелярии неоднократно упоминается о портретах Вишнякова: то это копия с изображения Петра II, то изображение императрицы, то портреты детей Павла Ягужинского. Каравакк свидетельствовал умение Вишнякова «писать изрядно персоны с натурального», а про портреты детей Ягужинского сказал, что они написаны «так, как прямому мастеру надлежит», и просил Канцелярию, «чтоб оной подмастерье по достоинству Караваккову был удовольствован» (в результате этого с 1 ноября 1731 года жалованье Вишнякова повышается с 50 до 150 рублей в год)4.

Каравакк был не единственным значительным мастером, с кем работал Вишняков в этот период. С 1730-х годов бурно растет слава «обер-архитектора графа де Ра-стрелия», как называют его в рапортах Канцелярии, и по чертежам этого гениального художника Вишнякову вместе с другими (Тарсиа, Градицци, Перезинотти) пришлось исполнить не одну работу. Растрелли, конечно, нельзя назвать прямым учителем Вишнякова, но масштаб его дарования, его творческая энергия, воображение, мастерство рисунка имели огромное влияние на сотрудничавших с ним мастеров-декораторов. Рядом с Вишняковым работали и менее значительные художники: М. Захаров, И. Милюков, Л. Дорицкий, три брата Колокольниковых, М. Молчанов, Г. Сердюков, Б. Суходольский и другие — все вместе они составляли творческую среду. Мог знать Вишняков и братьев Никитиных. Как раз в 1726 году, сразу после смерти Петра I, Иван Никитин написал портрет графа С. Г. Строганова. Вишняков, всегда тяготевший к жанру портрета, вряд ли не знал это произведение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *