«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Многие ученики Матвеева переходят теперь в ведение Вишнякова. Первым заданием Вишнякову на новом посту было задание закончить иконы для церкви Симеона и Анны, которую начал украшать еще Матвеев. С этой церкви на Хамовой (теперь Моховой) улице началось содружество Вишнякова с талантливым русским архитектором М. Земцовым, в судьбе которого было многое сродни Вишнякову: простое происхождение, отсутствие искательности, умение трудиться, забота и требовательность в отношениях с учениками. Оба наталкивались на предпочтение, которое отдавалось иностранцам. Но самое главное, у них было родство мироощущения, верность национальным русским традициям. Вишняков стремился продолжить лучшие принципы живописи Матвеева, поощрял индивидуальные склонности учеников, не подавляя их своими творческими установками. За двадцать пять лет главенства Вишнякова живописная команда превратилась постепенно в прообраз настоящей «русской Академии». Расцвету декоративных искусств, несомненно, способствовало бурное строительство, начатое в эпоху царствования Елизаветы Петровны. Это был период роста национального самосознания русских людей. Успехи на международной арене, победы над «первым стратегом своего времени», как именовали его историки, Фридрихом II, взятие Берлина, битвы при Цорндорфе и Егерсдорфе — знаменитые события Семилетней войны показали миру, каким мощным государством стала Россия. Усилились культурные связи с Западом. Подготавливалась национальная почва, на которой в борьбе с иностранцами вскоре возникли русские институты образования и культуры. Основная часть творчества Вишнякова совпадает с двадцатилетним правлением дочери Петра I Елизаветы Петровны, временем блистательного расцвета всех искусств, особенно архитектуры и связанных с ней монументальных форм изобразительного искусства, с периодом сложения самого праздничного и грандиозного художественного стиля — русского барокко. Русское барокко достигло наивысшего расцвета в 1740—1750-е годы. Оно развилось не только в архитектуре, но и во всех видах искусства. Бесконечные празднества, фейерверки, «маш-керады», триумфальные шествия требовали декоративно-красочного оформления и напряжения всех творческих сил команды. Огромный коллектив мастеров различных профилей и степеней таланта являлся созидателем архитектурно-декоративных ансамблей. Это были именно ансамбли, где архитектура, живопись, скульптура были представлены в синтезе. 1740—1750-е годы — это расцвет и театрального искусства, и литературы, связанных с именем выдающегося поэта и первого русского драматурга А. Сумарокова. Но, несомненно, центральная фигура культурной жизни этого периода — М. Ломоносов, который «сам был первым нашим университетом», по меткому определению Пушкина, в личности которого сконцентрировались энергия, воля, творческое богатство, масштаб дарования, страсть к науке, к созиданию, патриотические стремления

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий