«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

. И первый русский университет (1755), и первый российский театр (1756), и первая художественная академия (1757) были созданы не без участия Ломоносова. В 1759 году появляется первый литературный журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела», с 1760 по 1762 год директор и куратор университета М. Херасков издает журнал «Полезное увеселение». Ломоносовское время вызвало к жизни русскую науку, русский театр, оживление в пластических искусствах.

Вишняков был в числе тех, расцвет творчества которых целиком совпал с этим бурным временем. Как типичный сын XVIII века, да еще русского XVIII века, он все умел делать сам, не гнушаясь мелочами и не усматривая большой разницы между ремесленной работой и собственно искусством, как и его собратья — мастера Оружейной палаты в предыдущем столетии. Отсюда огромные плафоны и панно, живопись светская и церковная, образа и «персоны» (портреты), работы собственные и надзор за чужими, обучение подмастерьев, бесконечные просьбы материалов с подробными описями — канцелярия требовала фиксации каждой мелочи и не забывала при всяком удобном (и неудобном) случае напомнить, чтобы «расходовали с бережением». Но как раз именно благодаря этому обстоятельству мы в подробностях знаем, что делал Вишняков в те годы.

В первое десятилетие правления Елизаветы Петровны Вишняков много занят: это и работы в новом Летнем доме, для которого императрица сразу после воцарения использовала загородную дачу у слияния Фонтанки и Мьи (Мойки, место Инженерного замка). Эту дачу в 1741 году стал строить для Анны Леопольдовны Растрелли — гигантский ансамбль, включающий двор, парки, набережные и мосты. Вишняков занимается им до 1753 года.

С 1742 по 1762 год перестраиваются залы третьего Зимнего дома, который переделывается в новый Зимний дворец, уже четвертый по счету (тот, что сохранился до нас). В нем Вишняков работает до самой смерти. С 1755 года его команда принимает участие в сооружении деревянного Зимнего двора на углу Невской «перш-пективы» и реки Мьи (теперь место кинотеатра «Баррикада»). Отнимает силы и Аничков дворец, или, как он именуется в документах, «дом у Аничкова мосту», который начал строить в 1741 году Земцов, а завершил в 1752-м Растрелли, и который будет привлекать силы Вишнякова и его команды в течение многих лет.

Прибавим к этому писание декораций для Оперного дома (а их было в Петербурге в то время не один, а два), работы для Петергофского и Царскосельского дворцов, в Петропавловском соборе, в котором Вишняков чинит места, «где стерлась краска и золото», в куполе, по стенам и на сводах, что надо делать «без всякой остановки». В 1745 году дьячок Петропавловского собора Александр Варфоломеев докладывает в Канцелярию, что в куполе над жертвенником «повреждена (развалившись пополам) картина страстей господних», и Вишнякову велено срочно ее «осмотреть и исправить как надлежит в самой скорости». А в 1747 году он пишет образ «Положения во гроб» в алтаре собора, ибо прежний «весьма ветх и отодрався от стены, висит»5.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *