В 1740-е годы Вишняков много раз украшает различные триумфальные ворота, особенно Аничковские (1742), стоявшие на Невской першпективе (приблизительно около теперешней улицы Рубинштейна), где ему поручено «исправить наилучшим образом персону ее императорского величества». В 1744 году он уже починяет Аничковские ворота, потому что «краски слезли, — говорится в документе, — даже с портретов императрицы». В 1746 году он вновь ремонтирует на них «живопись на холстах, ветрами во многих местах поврежденную»6. Вновь ему приходится писать портрет императрицы для этих ворот в 1747—1748 годах. В 1740-е годы художник работает для Итальянского дома.
Кое-что мы узнаем из документов и о частной жизни Вишнякова в этот период. В 1742 году он хлопочет об определении своего старшего сына Ивана пятнадцати лет в живописные ученики Канцелярии от строений, ибо он «охоч до живописи». В следующем году его зачисляют в команду с жалованьем 30 рублей в год. Так в Канцелярию приходит художник, который станет не только первым помощником отца, но так войдет во все его дела и замыслы, что со смертью последнего все работы естественно и безостановочно бурут продолжены сыном. В 1746 году был определен в живописные ученики и второй сын Вишнякова Гаврила.
1740-е годы — это время самой интенсивной работы Вишнякова над портретами императрицы. После коронации все учреждения переехали из Москвы в Петербург. Именно тогда и был написан портрет Елизаветы для сената (1743). Авторитет Вишнякова в это время был так велик, что с 1744 года ему поручили следить за иконографией в портретах императрицы, чтобы среди возросшего числа ее изображений не появлялось карикатурных, портящих ее облик. Правительство издало указ о запрещении «писать персону ее императорского величества неискусным способом».
Начало 1750-х годов особенно хлопотно для Вишнякова, ибо в этот период он разрывается между Петергофом и Зимним дворцом. Кроме того, весной 1745 года был освящен Троицкий собор. Построенная при Петре I деревянная Троицкая церковь была связана со многими славными событиями петровского времени. «Дщерь Петрова» Елизавета, на которую русские люди смотрели как на продолжательницу дел Петра I, велит после пожара вновь отстроить Троицкую церковь, — и Вишняков с командой пишет иконы дпя ее иконостаса, а которые «можно починить» — реставрирует, как и старые обветшалые хоругви. Он пишет также иконы для церкви Летнего дворца и более ста двадцати десюдепортов в сам дворец. Рабочих рук постоянно не хватает — их отбирают на другие нужды,—как не хватает и времени, потому что все необходимо делать «в поспешении».
Огромное место в работе Вишнякова занимает иконопись. Он всегда тяготел к старой русской живописи. Ему приходилось исполнять образа не только для церквей императорских дворцов, но и для походных, например, малой походной церкви при новом Летнем дворце, причем часто рисунок иконостаса делал Растрелли.
Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.