«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

Но, конечно, Вишняков не оставлял и портретного жанра. Помимо заказных портретов его собственной композиции, ему приходилось писать много копий, портретов «по образцу», например, портрет вел. кн. Екатерины Алексеевны скопировать с «арегинала, вывозного из немецких краев» или исправить портрет Петра I «с прибавлением длины и ширины против портрета ее императорского величества, который в Правительствующем Сенате вознесен», о чем мы узнаем из протокола заседания Канцелярии от строений. Такая подгонка была обычным явлением в XVIII веке, когда интерьеры перестраивались и портреты иногда не подходили на прежние места.

В распоряжении мастера были, помимо петербургских, еще и московские художники, и Вишняков особенно внимательно относился к их устройству и быту, памятуя, что они живут не в родном городе.

С 1742 года начинается работа для Андреевского собора в Киеве, задуманного наподобие дворцовых церквей петербургских или загородных резиденций. В барочном иконостасе церкви должен был быть выражен синтез всех видов декоративного искусства. Иконы исполнялись в Петербурге, их везли в Киев зимой, с большими предосторожностями, «денно и нощно», на санях, «боясь раскатов». Для их расстановки и смотрения за живописной работой «на местах», то есть в куполе и на сводах, Вишняков, на котором лежала вся организация этого дела, послал своего ученика Алексея Антропова. При исполнении икон в помощь Вишнякову отобрали от Д. Ва-лериани А. Вельского, И. Фирсова, А. Поспелова— лучшие творческие силы команды. Возможно, Вишняков и сам исполнил некоторые иконы для церкви Андрея Первозванного (образ богоматери).

1750-е годы — это также начало работ Вишнякова в Большом Царскосельском дворце. С 1720-х годов скромная Саарская мыза постепенно превращалась в богатейшую царскую резиденцию. А когда в 1748 году к работе был привлечен Растрелли и с 1752 по 1756 год была произведена полная перестройка дворца, он превратился в грандиозный величественный ансамбль, «русский Версаль». Его интерьеры и созданная Вишняковым вместе с другими выдающимися монументалистами живопись преследовали ту же цель и принципы, что и вся архитектура дворца: был подчеркнут эффект бесконечной протяженности и нарастания масштабов к центру—Большому залу и Картинной галерее, все должно было гармонировать с пространством, насыщенным светом и воздухом, с огромным количеством зеркал, отражающих игру света. Руками итальянских и русских мастеров был создан блистательный ансамбль, истинный синтез декоративных искусств. К сожалению, роспись дворца погибла в годы Великой Отечественной войны, и мы не можем судить о работе Вишнякова и его команды. Документы также не сохранились.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *