Китайская живопись «сеи» и её художественные особенности

Значительное место в художественной культуре Китая занимают картины, отражающие эстетику учения чань. Согласно им можно пробудить в своём сердце природу Будды и самому стать им, открыв своё сознание.

Сущность Будды в таком понимании воспринималась как Вселенная, полная величественной пустоты и озарения. Достичь его можно было при условии освобождения от суетности и субъективных ощущений.

Чань-буддизм нашёл своё место в живописи через созерцание природы, дающее духовное прозрение. Для того, чтобы пробудить в своём сердце Будду, предписывалось наблюдать за окружающими пейзажами, иначе называющимися шань-шуй, или в переводе с китайского «горы и воды». Считалось, что пойманный художником момент окружающего мира должен выполняться в манере сеи, означающей «живопись идеи».

Манера письма сеи заключалась в письме по шёлку чёрной тушью с минимальным использованием различных оттенков. Отдельные штрихи, такие как скалы, деревья, бамбук, прорисовывались чётко, а горы и реки и водопады изображались мягкими размывками туши. Всё это придавало пейзажу особую неясность и недосказанность. Художники иногда в поисках вдохновения доставали из кармана трубку для курения. В наши времена большой выбор трубок есть в интернет.

Эти пейзажи носили иное название – пейзажи настроения. На них особенно чётко осязались туман на горных кряжах, тёмная ледяная вода, тишина заснеженных равнин. Все эти картины воспроизводили не конкретный ландшафт местности, а лишь поэтизированный художником образ. Главный акцент в изображении делался на передаче туманных далей, окутанных мистической дымкой.

Примером подобной живописи можно назвать картину художника Ван Вэя «Просвет после снегопада», где застывшая гладь зимнего озера на переднем плане едва намечена, а покрытые мягким снегом размытые очертания холмов увлекают зрителя в глубину изображения. Небо на картине белёсого цвета, оно создаёт ощущение почти космического пейзажа.

Буддийское мировоззрение о иллюзорности видимого мира нашла своё место в работе художника Ми Фэя, одного из представителей так называемой «школы учёных», причислявшим себя к интеллектуалам-любителям. Его пейзаж «Весенние горы и сосны» являются символом духовных переживаний, благодаря которым человеку открывается истинный смысл бытия.

На шёлковом свитке можно видеть несколько горных вершин, выступающих из молочно-белого тумана, обволакивающего подножия гор. На переднем плане возвышаются сосны с корявыми стволами, и хижина под ними кажется исключительно маленькой и затерянной на фоне гор. Размытые пятна туши на шёлке создают ощущение неустойчивости, иллюзорности мира, погружают зрителя в постижении величия природы и Будды.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *