В 90-е гг. английский скульптор-классицист Дж. Флаксман иллюстрирует Гомера, Эсхила, позднее Данте, рисуя «очерком», т.е. гибкой и тонкой линией контура без всякой тушевки. Прототипом этого строго классичного стиля иллюстрации были, видимо, широко распространившиеся тогда архитектурные увражи с обмерами античных памятников, где тонким чертежным контуром изображались не только архитектурные формы, но и связанные с ними рельефы и статуи.
Строгий язык подобного чертежа ощущался ценителями на рубеже наступающего XIX в. как живой голос самой античности. Этот способ иллюстрирования оказал заметное влияние на европейскую книгу начала нового века, в том числе и на русскую, где его виртуозно применял Ф. Толстой (в частности, в знаменитых иллюстрациях к «Душеньке» Ф. Богдановича, 18201833 гг.).
На общем фоне европейских изданий XVII-XVIII вв. заметно выделяются немецкие книги, сохранившие готический шрифт. Из двух его вариантов, известных в XVI в., — швабахер и фрактура — побеждает второй (швабахер иногда использовался для выделений, т.е. играл роль курсива). Наборная страница и титул сохранили более тяжелую, чем при наборе антиквой, нагрузку цветом, беспокойную напряженность ритма, графическую усложненность.
Между тем немецкая книга восприняла уже с конца XVI в. классическую структуру титула и текстовой страницы, использовала большей частью те же украшения, что применялись вместе с антиквой или подобные им, гравированные на меди пространственные иллюстрации и т.п. Все это вступало в некоторое противоречие со шрифтом, сохранявшим в большой мере средневековый характер, с его массивными, причудливо орнаментированными инициалами.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.