Когурё

VII веках разграблены или уничтожены, что имело в отдельных случаях ритуальное значение20.

Скульптура периода Когурё также почти не сохранилась, только отдельные находки буддийских статуэток из глины и бронзы позволяют говорить о развитии буддийской пластики в VI—VII веках.

Как сообщают письменные источники, в конце IV века буддизм получил уже значительное распространение в государстве Когурё. В Пхеньяне—центре новой религии —впервые в 375 году возникли буддийские храмы, монастыри Чхомунса, Ибулланса и другие. Вместе с древними изображениями божеств первобытной религии на Ко рейском полуострове появились и первые буддийские статуи и:: глины, бронзы и камня. Несомненно, что первыми образцами для мастеров Когурё служили буддийские статуи китайских скульпторов периода правления Северной Вэй (386—535), привозившиеся паломниками-монахами. Известно, что в 372 году из Китая прибыл монах Сундо, привезший статую будды21. Развитие культурных связей с Китаем в V—VI веках позволяло вместе с различными миссиями, которые отправлялись из государства Когурё, посещать Китай и отдельным когурёским художникам и мастерам для изучения буддийской скульптуры и живописи в известных пещерных храмах Юньгана, Лунмэня и Дуньхуана.

Наиболее ранней буддийской статуей Кореи считается бронзовая фигурка Соккамони (Шакьямуни) из Кирёна на юго-востоке страны, случайно открытая в 1963 году. В надписи на нимбе указан 539 год. Фигура будды решена примитивно, одежда закрывает оба плеча и падает складками, скрывая тело. Острые выступы ткани по краям напоминают крылышки. В Историческом музее Пхеньяна находится фигура будды V—VI веков, вылепленная из серой глины2'. По своему решению изображение будды очень близко к вэйским статуям V века. Несколько обобщенные черты лица отличаются особой пластической завершенностью, а плотно сомкнутые глаза с тяжелыми веками сообщают лицу спокойствие и глубокую отрешенность от жизни, выражая этим основную идею новой религии. Там же открыта и вторая небольшая глиняная статуя будды, стоящего на лотосовом пьедестале, с поднятой рукой в условном жесте абхая-мудра (жест ободрения). Пышная, падающая тяжелыми складками одежда и симметрично расположенный шарф поверх нее придают фигуре устойчивость и строгую торжественность. Это впечатление достигается также высокой прической и полным спокойствия лицом с застывшей архаической улыбкой.

В частной коллекции хранится небольшая алтарная статуэтка

VI века будды Амитабхи из позолоченной бронзы23. Будда помещен на фоне большого остроконечного ореола с развевающимися

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Добавить комментарий