Когурё

на стенах написаны архитектурные конструкции в виде кронштейнов (тугонов) и массивных балок. Ка одной из стен исполнено дерево ивы с двумя переплетенными между собой ветвями, что являлось олицетворением супружеской любви. Подобное изображение, вытесненное на кирпиче, было открыто в одном из китайских погребений I века н. э. в провинции Сычуань, что указывает на широкое распространение этого мотива. Среди обычных жанровых сюжетов, украшающих камеру, на правой восточной стене выделяется оригинальностью решения сцена борьбы, давшая название этому погребению. Под склонившимся деревом два полуобнаженных борца сплелись в яростной схватке. Их выразительно написанные фигуры хорошо передают напряжение борьбы. Эта сцена, очевидно, принадлежала к темам развлечений во время пиршеств, обычных для погребальной сюжетики. Перекрытие свода украшено, как и в предыдущем погребении, изображениями солнца, луны и звезд.

Среди погребений раннего периода Когурё в районе Тунгоу богатством живописных приемов отличается также стенопись Гробницы четырех духов-хранителей (Сасинчхон), на стенах которой в медальонах исполнены традиционные мифические животные — хранители стран света.

О мастерстве композиции, силе кисти, декоративной выразительности дает представление хорошо сохранившееся на северной стене склепа традиционное изображение черного воина —черепахи, обвитой змеей (хёнму). В фигурах животных ясно ощущается попытка к передаче объемной пластической формы. Краски наложены светотеневыми переходами, а не локальными пятнами, как обычно, особенно в фигуре извивающейся змеи. Группа расположена на фоне колышущихся волн и клубящихся облаков, что символизировало соединение земли со вселенной. Это бурное движение стихий вместе с тем не разрушает впечатления общей ясности и уравновешенности композиционного построения. Проходящий вдоль стен широкий орнаментальный фриз в виде меандровидных завитков аканфа, напоминающих цветы и листья жимолости, свидетельствует о влиянии античного искусства, которое проникало на Корейский полуостров вместе с буддизмом из Гандхары через Китай.

Наиболее значительны росписи на потолке и уступах свода. С особой силой и экспрессией передано движение в фигуре летящего дракона на потолочной плите, замыкающей свод. Дракон —

ii мшетнорепис космических сил, повелевающий стихиями, соединя-н hi I uii ’.емлю и кебо,— показан в бурном, клубящемся движении пил подымающимися волнами, что достигается передачей сложного |ип \ Художник смело объединяет отдельные близкие к натуре дг in mi наблюдения у реальных животных с условностью линий и I р.и очных пятен, создающих фантастическую голову дракона с тесно пт та илсчшыми глазами и взлохмаченной гривой. Изображение летящего дракона указывает на большую творческую зрелость неизвестного мастера стенописи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *