Сами книги эти, благодаря иллюстрациям, становились художественными событиями, предлагая русскому читателю новый для него тип синтетического, словесно-изобразительного повествования. Внося в книгу своеобразное игровое начало, художник иногда остроумно переосмысляет форму заглавной буквы, придает ей неожиданную изобразительность в забавном инициале.
Наиболее значительными оказались 100 рисунков из сочинения Н. В. Гоголя «Мертвые души» А. А. Агина, выходившие выпусками, начиная с 1846 г. без текста (из-за отказа писателя разрешить иллюстрированное издание книги). Аги- ну удалось придать гоголевским типам убедительную пластичность, материализовать не только облик, но и свойственный каждому из них характер движений. В отточенных мизансценах он разыграл основные эпизоды поэмы.
Потребность в жизненной достоверности, бытовой конкретности графического повествования распространяется с современных и на исторические сюжеты. Таковы ставшие знаменитыми иллюстрации молодого немецкого художника А. Менцеля к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера (1840), где король предстает в многообразии жизненных ситуаций, в живом общении с окружающими, в скупо, но ясно намеченной обстановке.
Впрочем, основные тенденции иллюстрированной книги еще связаны в Германии середины XIX в. с позднеромантическими стремлениями. У Л. Рихтера сентиментальная идиллия немецкого мещанского быта с трогательными хороводами кудрявых благонравных детей, которыми любуются взрослые, с бабушкой, рассказывающей обступившим ее внукам сказку, разворачивается в тесном уголке живописного дворика, в замкнутом, обжитом пространстве улочки маленького городка, где все — добрые соседи и с рождения знают друг друга. Этот домашний мирок изображается неторопливо и любовно, изобилует подробностями, населяется множеством добродушных персонажей. Быт слит с национальным фольклором, и действие немецкой сказки совершается у Рихтера среди тех же людей, в том же уютно обжитом ими мире.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.