Конструктивистская «новая типография»

В Западной Европе конструктивистская «новая типография» нашла себе наиболее подготовленную почву прежде всего в Германии, в работах Я. Чихольда, ставшего и теоретиком строго функциональной типографской формы и в издательской деятельности Баухауза — высшей художественной школы нового типа, где разрабатывались и пропагандировались методы строго функционального проектирования архитектуры и художественно-бытовых предметов.

В полиграфической деятельности этого интернационального по своему составу учреждения принимали участие Лисицкий, венгерский художник и фотограф Л. Мохой-Надь и др. Новаторское полиграфическое искусство нашло приверженцев также в Голландии (здесь центром его стал журнал «Де стиль» во главе с архитектором Т. ван Дусбургом),

Польше, Чехословакии, Швейцарии. Тесно связанное с аналогичными тенденциями в архитектуре и других искусствах, связанных с организацией жизненной среды, оно, таким образом, стало явлением международным.

При всем том конструктивизм вовсе не подчинил своему энергичному влиянию целиком книжную культуру двадцатых годов.

Книга более традиционная не только повсеместно преобладала количественно, но и намечала собственные пути художественного развития. Основным центром консервативных тенденций была Англия. Развивая реформы У. Морриса, английские печатники сохраняли свою верность историческим образцам, приспособив в то же время их принципы к технологиям более массовой машинной печати. По их мнению, какое-либо резкое новшество в композиции или в рисунке шрифта «создает барьер между автором и читателем, является ошибочным», а потому книга «требует почти беспрекословного подчинения традиции, и с полным на то основанием». «Основные принципы набора не нуждаются в длительном обсуждении, поскольку они неизбежно обусловлены использованием алфавитного письма— той самой антиквой, которая признана всеми теми, для кого мы печатаем».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *