Конструктивизм

С этих и еще нескольких аналогичных полиграфических опытов Лисицкого началось то, что станут вскоре называть на Западе «новой типографией», а в России — «конструктивизмом». Русская книжная культура впервые оказалась здесь в роли зачинателя и законодателя нового стиля — волевого и рационалистического, положившего в основу своего художественного языка строго функциональные формы современной ему промышленной техники.

Из набора были почти полностью исключены шрифты типа антиквы, связанные с классической традицией. Предпочитался гротеск, появившийся еще в XIX в. среди многих новых рисунков для титульного и рекламного набора. Теперь он был переосмыслен и получил новое стилевое звучание: с его лаконичными начертаниями связывалось представление о строго утилитарной конструктивной форме. И в рисованных (точнее сказать, жестко вычерченных) обложках, вытеснявших дорогой переплет в аскетически-бедной советской книге 1920-х гг., конструктивисты А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, А. М. Ган предпочитали угловатые, почти без скруглений

плоскостные буквы, лишенные контраста тонких и толстых штрихов. Поверхность бумаги плотно запечатывалась плоскими плашками краски — черной, красной, реже — других цветов.

Отдельные буквы увеличенного размера попадают сразу в две или три строки, в два-три слова, объединяя надпись в единую жесткую конструкцию. Все формы утяжелены и укрупнены, броски, как в рекламном плакате.

Конструктивисты отвергают украшения, презирают орнамент, предпочитая членить страницу жирными черными линейками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *