Но главное, что привлекает внимание к таманской находке, это хорошо сохранившаяся надпись, вырезанная на вогнутой части тулова под венчиком: Дtoe Ztoxf. poc. Буквы ровные, выполнены тщательно и глубоко врезаны в глину. Высота букв 0,3—0,5 см. По краям врезок лак слегка стерт, что придает крезам букв несколько расплывчатые очертания. Характер письма вполне соответствует датировке самого сосуда. Тщательность выполнения надписи, начертание имени божества полностью, без сокращений и на видном месте сосуда позволяют заключить, что канфар был предназначен специально для обряда возлияний в честь Зевса Сотера и надпись на нем относится к числу немногих ранних документальных свидетельств о культе этого божества в городах Боспора.
Представление о богах как помощниках во всех трудностях, врачевателях, защитниках от несчастий и опасностей было в древности свойственно всем народам, в том числе и древним грекам. Богам нужно было молиться, приносить жертвы, совершать возлияния, как своим заступникам 3. Эпитет 2(1)тт, р — «Спаситель» как культовый эпитет присоединялся у греков к именам различных божеств наряду с другими близкими по содержанию эпитетами, как 'AXegixaxoc, ’Anooixaxo; — «защищающий от беды», ротное — «помощник», Чатрбс — «врачеватель», OtxospjXas — «страж дома» и т. п. Но 2окт, р как культовый эпитет раньше других получил Зевс. К нему, как к «заступнику (dcptxxwp) скитальцев», обращаются дочери Даная 4. Иногда обращались с призывом к «богам спасителям» — flsot
оадх^рес или к «богу спасителю», но само по себе слово 2wttjp в культовой практике не представляло самостоятельного названия определенного божества, а являлось лишь культовым эпитетом. В почитании Зевса Соте-ра большую роль играло представление о вей как о защитнике от опасно* стеб в сражениях и военных походах. Имя его произносилось солдатами, как пароль перед битвой (, к нему полководцы обращались перед сражением 9, совершали жертвоприношения, призывая его помочь счастливому возвращению на родину7, или за спасение приносили по обету благодарственные жертвы *. Храм Зевса Сотера, очевидно, как защитника от опасностей на море, был воздвигнут близ моря в Пирее ®.
Но вообще в качестве «богов спасителей» призывали обычно несколько богов, чаще всего трех, дабы надежнее был результат обращения к богам 10.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.