У греческих писателей сохранилось немало упоминаний об обычае совершения винных возлияний в честь Зевса Сотера. После пиршества, когда выносили трапезы и начинался симпоснй, в трех кратерах смешивалось вино с водой и совершали три возлияния в честь богов. К богам обращались с призывом, прося о покровительстве и защите от зла. Одним из этих божеств был обязательно Зевс Сотер 11. Большинство авторов указывает, что Зевсу Сотеру посвящался «третий кратер», т, е., что в соответствии с установленным порядком возлияние в честь этого божества совершалось в третью очередь, и Зевс Сотер был «третьим спасителем»1г, или как бы «окончательным спасителем». Другие свидетельства указывают, что Зевсу Сотеру посвящался первый кратер 1S. По-видимому, разногласия писателей по поводу очередности богов в посвящении им возлияний следует объяснить тем, что обычай этот был не повсюду н не во все времена одинаков.
Древнейшими документальными свидетельствами о почитании Зевса Сотера на Боспоре являются граффити на сосудах, употреблявшихся для винных возлияний в честь этого божества. Наряду с описанным здесь кан-фаром из ГерМонассы следует упомянуть фрагмент сосуда из Мирмекия: в 1964 г., при исследовании культового зольника на городище Мирмекия, в напластованиях IV—III ее., был найден обломок венчика с частью стенки аттического чернолавового канфара. Канфар этот следует отнести также к IV в., но ко времени несколько более позднему, чем найденный возле Гермонассы “. На венчике! ваяфара — полностью сохранившаяся надпись: Ле&с На мирмекийском сосуде, как и на кубке из Гермонассы-, буквы также довольно глубоко врезаны в глину и надпись вырезана очень тщательно и красиво рукою опытного резчика 1В. Совершенно очевидно, что подобные надписи на сосудах, предназначенных специально для возлияний определенному божеству, выполнялись резчиками-про-фессионалами. Имена богов вырезались без сокращений, очень ровно, на самом видном месте сосуда и служили в своем роде его украшением.
Помимо двух надписей, на канфарах известно еще два граффити на фрагментах чернолаковых сосудов из раскопок 1867—1868 гг. на горе Митридат. Оба фрагмента хранятся в Эрмитаже, надписи на них опубликованы И. И. Толстым *.
Оба сосуда, которым принадлежат эти фрагменты, аттической глины, покрыты зеркальным лаком густого черного цвета. Буквы надписей у обоих глубоко врезаны в глину.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.