Первый из них № 160 (П.1867/68, 92) представляет собой часть стенки с сохранившимся краем от большого и глубокого открытого сосуда, по-видимому, большого скифоса. Высота букв 0,8—1,3 см. Надпись: (Zul-rrjpo?. Начальная часть надписи утрачена. Однако у нас есть все основания вместе с И. И. Толстым предполагать, что на утраченной части сосуда пе-ред словом [2(o]xijpoc было начертано AiA;, так как в эпиграфических памятниках Боспора нет упоминаний о почитании каких-либо иных божеств с эпитетом Сотера, кроме Зевса. Между тем, как увидим ниже, почитание Зевса Сотера, кроме граффити на сосудах, засвидетельствовано еще не* сколькими лапидарными надписями.
Второй фрагмент (П.1867/68.100) представляет собой венчик с частью шейхи небольшого одноручного кувшина — ольпы (рис. 2). Устье диаметром 4,8 см, с утолщением книзу, напоминающее по своему профилю венчик мнрмекийского канфара. Высота венчика около 2,5 см. Надпись помещена на венчике на 0,2—0,3 см ниже края и вырезана довольно неискусно. Высота букв 0,3—0,7 см: Дibt Есот^рос, ‘Ерцем, ’Afa^S Да'|хотос). Имя третьего божества дано в сокращении: начертаны только первые четыре буквы. (И. И. Толстой предполагает, что дописать полностью наименование божества помешала ручка сосуда. С этим согласиться трудно: между % и ручкой остается место еще для трех букв; кроме того, первая буква надписи — Д начертана на довольно значительном расстоянии от ручки; и, наконец, буквы могли быть помещены и над ручкой. Форма как отметил И. И. Толстой, принадлежит ионическому диалекту. Сосуд вместе с налитым в него вином был, по мнению И. И. Толстого, посвящен божествам, имена которых перечислены в надписи. И. И. Толстой датирует обе надписи по характеру письма концом У в. до н. э. С этим также согласиться нельзя: прежде всего форма букв надписи на скифосе (№ 160) не содержит никаких признаков, заставляющих относить ее к такому раннему времени. С гораздо большим основанием ее следует отнести к IV в. Надпись на венчике ольпы (начертание ее передано в издании И. И. Толстого не вполне точно) также по форме букв скорее должна быть отнесена к IV в., чем к V в. Не препятствует этой датировке и ионийская форма 'Epuifo, так как ионизмы в надписях Боспора IV в. встречаются достаточно часто. Наконец, решающим критерием для датировки надписи на венчике ольпы является сама форма венчика сосуда, которая, по мнению В. Д. Блаватского, не позволяет отнести его ко времени более раннему, чем IV в. до н. э.
В отличие от надписей на канфарах из Гермонассы и Мирмекия надписи на сосудах из Пантикапея вырезаны гораздо менее тщательно и искусно. Особенно это относится к надписи на венчике ольпы.
По-видимому, вырезаны эти надписи не профессионалом, а самими владельцами сосудов, которые сочли нужным посвятить их для возлияний упомянутым в надписях божествам.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.