По поводу сочетания в надписи на ольпе имени Зевса Сотера с Гермесом и Добрым Демоном интересно вспомнить свидетельство Фотня1?, что обряд питья (вина) за Гермеса тот же, как за Доброго Демона и Зевса Сотера.
Из отрывка Афинея 18 видно, что среди участников симпосия могли выдвигаться различные пожелания, кому посвятить первый кратер. Голоса разделились: собеседники, цитируя отрывки из комиков, высказывались и за Доброго Демона, и за Зевса Сотера, и за Гигиею 1в. То обстоятельство, что Зевс Сотер на ольпе из Пантикапея назван первым, свидетельствует, видимо, о том, что на Боспоре было принято посвящать ему первое возлияние, как спасителю и защитнику от опасностей и несчастий.
Обращение к Гермесу, видимо, означало надежду на то, что божество это будет содействовать удаче в деловой жизни. Что же касается Доброго Демона, то под ним подразумевался либо личный гений-покровитель, которого, согласно представлениям эллинов, имел каждый человек 20, либо, скорее, сам бог Дионис, призывая которого эллины пили за обедом цельное вино, а остальное, уже смешанное, выпивалось за симпосием после обеда, причем первый кубок посвящался Зевсу Сотеру 21.
Между тем граффито на венчике ольпы из Пантикапея, содержащее имена трех божеств, свидетельствует, по-видимому, что в соответствии с цитированным свидетельством Фотия возлияния в честь названных трех божеств совершались по одному обряду, и если Доброму Демону посвящался кубок цельного вина, то ему воздавалась та же честь, как Зевсу Сотеру и Гермесу, причем пантикапейцы отводили Доброму Демону третье место.
Приведенные здесь надписи на сосудах, где имена божеств даны в форме родительного падежа, свидетельствуют, что сосуды эти рассматривались не как посвящение, а как принадлежащая данному божеству собственность и в качестве таковой считались священными. Такие сосуды, естественно могли употребляться только в обрядах, связанных с почитанием данного божества.
Граффити на сосудах, принадлежавших в данном случае Зевсу Сотеру, служат отражением издревле существовавшего у эллинов обычая, восходящего еще ко временам Троянской войны 22.
В 1958 г. при раскопках городища Мирмекия, в одной из жилых помещений, в завале камней, среди строительных остатков римского времени, был найден фрагментированный маленький алтарь нз местного крупнозернистого известняка. Венчающая часть его профилирована, на верхней плоскости — невысокий четырехугольный выступ с круглым чашеобразным углублением для возлияний. Надпись на одной нз боковых граней свидетельствует, что алтарь был посвящен Зевсу Сотеру как благодарственный дар — xoptoc^piov а#. Очевидно, на этом алтаре совершались в домашней обстановке возлияния в честь Зевса Сотера в знак благодарности атому божеству за какую-то ниспосланную им помощь хозяину жилища. По характеру письма надпись относится к первой половине
I в. до н. э.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.