Перечисленные граффити на сосудах н надпись на домашнем алтаре не Мирмекия свидетельствуют, что в городах Боспора существовал греческий культ Зевса Спасителя, которому совершались винные возлияния согласно обычаям греческих симпосиев.
Однако почитание Зевса Спасителя в эллинском мире выражалось не только в обычае совершать возлияния. На всем обширном пространстве распространения греческой культуры были найдены многочисленные памятники лапидарной эпиграфики, свидетельствующие о культе Зевса Сотера м. Ему воздвигали алтари и культовые здания, в его честь совершались публичные жертвоприношения. Особенно много памятников культа Зевса Сотера сохранилось от первых веков нашей эры.
Лапидарные эпиграфические памятники первых трех веков нашей эры, свяванные с культом Зевса Сотера, были найдены и на Босноре.
В начале 1962 г. в Анапе была найдена фрагментированная мраморная плита с текстами писем царя Аспурга на имя правящих лиц города Горгиппии, Панталеонта и Агафангела, точно датированная 312 г. боспор-ской эры, т.е. 15 г. н. э.й* Первая надпись на плите: i6]pБоavto Дй Suxijpt свидетельствует о воздвижении Зевсу Сотеру какого-то монументального культового сооружения, скорее всего алтаря (или храма?), по случаю благодеяний, которые царь Аспург оказал горгишшйцам. Об этих благодеяниях н повествует текст приведенных ниже царских рескриптов. Надпись является свидетельством о существовании в городах Боспора культа Зевса Сотера как официального общественного культа, монументальных культовых сооружений в честь этого божества и несомненно связанных с этим культом общественных жертвоприношений.
В последние годы прошлого века, во время раскопок, производимых К. Е. Думбергом на северо-восточном склоне горы Митридат, был найден небольшой обломок украшенного овами карниза с фрагментированной надписью: [2и]т%&; 2*. В. В. Шкорпил предполагал, что карниз украшал храм, но воздержался от предположения о том, какому божеству, носившему эпитет SoKTjp, был посвящен этот храм — Зевсу, Аполлону, Аскле-пию или какому-нибудь другому. Однако на Боспоре неизвестно почитание ни Аполлона, ни Асклепия с эпитетом Сотера, в то время как культ Зевса Сотера хорошо засвидетельствован серией разнообразных памятников. Поэтому наиболее вероятным следует считать, что и в Пантикапее существовал храм Зевса Сотера. Судя по прорисовке надписи, изданной
В. В. Шкорпилом (камень утрачен), памятник относится к I в. н. э., скорее к первой его половине.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.