В памятниках нантикапейских культовых объединений Зевс Сотер выступает в паре со своей божественной супругой Герой Сотейрой. Боги эти почитались, очевидно, как $soi oopf}w|46t. В 1953 г. в Керчи была найдена массивная, узкая мраморная плита, скорее «столп» (TeXajiwv) с греческой надписью, относящейся к 82 г. н. э.27 Памятник был установлен по обету членами фиаса «Зевсу и Гере Спасителям». Образ Зевса, погрудное изображение которого представлено рельефом в верхней части плиты, вполне соответствует представлению об этом божестве среди почитавших его фиа-сптов как о чисто греческом и не содержит никаких черт, отражающих религиозные образы негреческих обитателей Боспора.
Второй и самый поздний памятник, относящийся к культу Зевса и Геры Спасителей на Боспоре, также происходит из Пантикапея. Это монументальный «столп» (xsXafiwv) из белого мягкого мрамора, найденный в Керчи близ моря, возле места древней пантикапейской пристани. Многострочная надпись 28 вырезана на трех гранях памятника и содержит длинный перечень имен тех лиц, которые участвовали в воздвижении памятника. На лицевой грани «столпа», вверху, в прямоугольной нише помещены два погрудные изображения божеств в высоких головных уборах. Детали изображений трудно различимы, но, по-видимому, это Зевс и Гера. Памятник поставлен аристопилитами «богам небесным Зевсу Спасителю и Гере Спасительнице за победу и долголетие царяТейрана и царицы Элии». Таким образом, надпись следует отнести к последней четверти III в. н. э. Надпись не содержит прямых указаний, поставлена ли ока просто группой высшей знати, пожелавшей почтить царственную чету, либо культовой организацией. Однако ряд соображений наводит на мысль, что перед нами памятник фиаса.
Несмотря на сравнительное обилие надписей пантикапейских фиаси-тов, о самих фиасах, задачах и характере этих культовых объединений мы знаем очень мало. За редкими исключениями мы даже не знаем, с культами каких божеств они были связаны 2®. Из всех памятников, которые могут быть уверенно приписаны пантикапейским фиасам, с культом определенного божества пока могут быть связаны только два: это вышеприведенный памятник с надписью 82 г. н. э. фиаса Зевса и Геры Спасителей и стела с надписью IOSPE, II, № 19 (КБН, № 75). Верхняя часть этой стелы оформлена в виде фронтона, к треугольнике которого помещено изображение Афродиты Урании на лебеде и со скипетром в левой руке и Эрота. Над каждым из угловых акротериев — передняя часть корабля со стоящей на ней крылатой фигурой Ники *°. Надпись (II в. до н. э.) сообщает, что
синагог фнаса н фиаситы посвятили памятник Афродите Урании, владычице Лпатура, за архонта и даря Перисада сына Перисада, за царицу Ка-масарию, дочь Спартака и мужа ее Ар гота.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.