Культура античного мира

Раздел: Книги

При сопоставлении этого памятника с памятником в честь царя Тейра-на, несмотря на то, что их разделяет время не менее четырехсот лет и посвящены они разным божествам, можно отметить ряд общих черт. Прежде всего оба они представляют ?cgXecjjuovs; с изображениями божеств и посвящены за правителей государства. Памятник с надписью № 29 (КБН, № 36) поставлен а ристо пил нт ами, т.е. высшей пантнкапейскон знатью, группировавшейся вокруг царского двора, в состав которой входили высшие должностные лица царства. Если в надписи № 19 (КБН, № 75) к именам синагога и членов фиаса Афродиты Урания не присоединены названия их высоких должностей 31, то можно думать, что перечисленные там лица представляли не рядовое население столицы, а принадлежали к высшему слою пантикапейского общества, составлявшему окружение двора правителя. В надписи № 19 из должностных лиц фиаса упомянут лишь один синагог и затеи — фиаситы. В надписи № 29 назван жрец («при жреце таком-то») и «остальные аристопюшты». В. В. Латышев понимает термин: aptoroiroXsT-cou как of apisrot of ettl itiXat?, смысл которого он считает заимствованным от персов, где ал Jiitaxt означает царский дворец, и переводит АрюижихвГсои — «царедворцы». Такое толкование вполне убедительно. Однако следует обратить внимание, что в качестве эпонима аристопилиты, почтившие дарственную чету посвящением, назвали жреца, очевидно, жреца культа Зевса и Геры Спасителей, а к нему примыкают «остальные аристопилиты». Жрец, следовательно, и сам входит в состав аристопилитов и возглавляет их не как светское должностное лицо, каковым в данном случае мог бы быть 6 sicl xijc owi-Tj? *2, а как главное лицо культового объединения. Все это наводит на мысль, что пантикапей-ские аристопилиты в данном случае выступают как члены культового объединения высшей придворной знати, для которой культ Зевса Спасителя и Геры Спасительницы был официальной религией, как культ богов-спа-сителей и покровителей правящей царской династии Тибериев-Юлиев **.
Совместное почитание Зевса и Геры засвидетельствовано также и на азиатском Боспоре. Надпись 1Q5 г. н. s., найденная в 192S г. на Таманском полуострове, на хуторе Батарейка, близ станицы Запорожской сообщает об отпуске на волю раба, который осуществляется в форме посвящения его «Зевсу и Гере Кил идо в». По-видимому, знатный род Килидов, к которому принадлежала рабовладельца, почитал этих богов как покровителей своего рода. Получили ли Зевс и Гера в домашней культе Килидов эпитет «Спасителей», мы не знаем, однако это весьма вероятно, поскольку к божествам этим члены рода Килидов должны были обращаться с мольбою о помощи, как к своим покровителям.
Приведенные здесь боспорскне эпиграфические материалы дают возможность установить, что греческий культ Зевса Сотера, истоки которого

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Добавить комментарий