?едут нас в седую древность в глубоко коренятся в греческой религиозной сознании, засвидетельствован на Боспоре во всяком случае уже с IV в. до н. а. Он был занесен на эту отдаленную северо-восточную периферию 9ДЛННСКОГО ннра, вероятно, первыми греческими поселенцами и получил распространение в греческих городах европейского и азиатского Боспора, при этом не только в таких его центрах, как Пантикапей, Гермонасса, Горгишшя, но и в малых городах, как Мирмекий. В культовой практике с почитанием Зевса Сотера первоначально были связаны те же обряды, которые приняты были и в Греции. В перше века нашей эры на Боспоре отмечено почитание Зевса Спасителя совместно с его супругой Герой, также получившей эпитет Спасительницы. В Пантнкапее существовали культовые объединения почитателей этой божественной пары. Однако в эпоху сарматизации всей материальной и духовной культуры Боспора и широкого распространения различных синкретических культов под именами греческих богов фактически почитались уже божества, созданные религиозными представлениями древнейших, негреческих обитателей северного Причерноморья. Так, образ великой богини, покровительницы животворящих сил природы, слился в сознании боспорян с образом «Афродиты Небесной, владычицы Апатура»; в других случаях то же божество почиталось под именем Деметры. Великое мужское божество, почитавшееся под именем «Бога Высочайшего», «Бога Справедливого», «Бога Великого», «Бога Гремящего Внемлющего», наделялось чертами греческого Зевса-одимпийца, и орел изображался в качестве его символа. И под именем «Богов Небесных Зевса и Геры Спасителей» почиталась, скорее всего, божественная пара двух верховных божеств племен Северного Причерноморья — Бог Высочайший и Великая Богиня. Вокруг культа этих богов Спасителей создавались религиозные объединения, они являлись предметом родовых культов отдельных знатных родов как спасители и покровители данного рода и, наконец, в пору поздней античности почитание их засвидетельствовано как официальная религия царской династии и окружавшей ее придворной знати.
С. П. БОРИСКОВСКАЛ
К вопросу о культе Артемиды В АРХАИЧЕСКОМ КОРИНФЕ
В книге, посвященной истории античной расписной керамики,
В. Д. Блаватский справедливо отмечает, что вазовая живопись является ияясным источником для воссоздания некоторых, неизвестных по литературным памятникам вариантов древнегре-чес к их мифов и религиозных представлений 1. Особенно большое значение в этом смысле имеет вазовая живопись Коринфа, отличающаяся разнообразней и оригинальной разработкой сюжетных композиций.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.