Культура античного мира

Раздел: Книги

В богатом собрании коринфских ваз Эрмитажа имеется пиксида (рис. 1), форма которой особенно распространена в коринфской керамике первой четверти VI в до в. э.2 Она стоит на широком основании, имеет слегка суживающееся книзу и к плечам округлое туяово и закрыта круглой крышкой. В средней часта вазы размещена композиция, обрамленная снизу и сверху полосами лака и пурпура с точками между ними. Изображена женщина, сидящая на стуле (Si^po?) с ребенком на коленях; видна головка я верхняя половина тела ребенка (рис. 1). Слева от сидящей фигуры хоровод из десяти жешцин в повязках на головах, длинных хитонах и гиматиях. Они пляшут, взявшись за руки; в руках они держат венки (рис. 2,3). В хороводах одни фигуры обращены лицом друг к другу, другие движутся одна вслед другой. Аналогичная сцена изображена на крышке пиксиды: хоровод десяти женщин, флейтистка перед фигурой с приношениями, но отсутствует сидящая женщина с ребенком. Изображения даны бледными силуэтами коричневатого лака и подцвечеиы^нурпуром, детали выделены грубо врезанными линиями, фигуры на крышке даны силуэтом без гравировки. Пространство между фигурами заполнено точками и небрежно нанесенными пятнами лака, расчлененными гравировкой (рис. 4).
В недавно изданной статье, посвященной женским праздникам в Коринфе, швейцарский ученый Инес Юкер собрала редкие и по большей части непубликовавпшеся коринфские вазы с изображением женских хороводов и на основании анализа их композиций пришла к выводу, что сцены, представленные на вазах, изображают древнее коринфское празднество в честь богини Артемиды 3.
Эрмитажная ваза близка публикуемым И. Юкер вазам не только по сюжету, но и по стилю росписи. Особенно близкой аналогией является флакон из музея в Балтиморе, расписанный, по мнению И. Юкер, в мастерской «Мастера вазы из Безье»4. Поэтому рассматриваемая пиксида может удачно пополнить немногочисленный материал, собранный И. Юкер. В связи с этим необходимо изложить некоторые соображения относительно культа Артемиды в Коринфе и его изображений в вазовой живописи.
Вазы с изображением хороводов танцующих женщин 5, происходящие из различных центров Греции, известны еще со времен геометрического периода. Однако определить значение этих плясок и установить, с культом какого божества они связаны, было трудно. В последней четверти VII в. до ы, э. эти композиции появляются и в коринфской вазовой живописи. В начале VI в. в сцену с хороводом включается фигура женщины с ребенком, вероятно изображение божества, в честь которого устраивалось празднество. В этом же праздничном шествии участвуют женщины, несущие корзины с жертвенными дарами, венки или сосуды для возлияний. На некоторых вазах изображены дети, участвующие в процессии ®, а порою женский хоровод соседствует с [пляшущими комастами 7.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Добавить комментарий