Культура античного мира

Раздел: Книги

И. Юкер не случайно полагает, что на вазах с изображением женских хороводов, танцующих вокруг сидящей женщины с ребенком, представлено празднество в честь Артемиды. В архаический период эту богиню, почитавшуюся на всем Пелопоннесе, представляли и чтили как богиню плодоносящих и животворных сил земли, богиню — владычицу зверей (гсб-та {hjpwv) 8, покровительствующую звериному, а также и человеческому потомству; отсюда ее эпитеты: хоиротросро? (вскармливающая юношей) 9, iratSoxpotpoc (вскармливающая детей) 10 и cptXo[xstpa; (любящая юношей)11. С Артемидой была связана богиня, помогающая при родах,— Илифия, почитавшаяся еще в микенской Греции 12. Изображения сидящей женщины с ребенком на коленях на коринфских вазах связаны именно с представлениями об Артемиде — покровительнице детей или юношей. Об этих представлениях свидетельствует также описанный Афипеем спар-тапскпе праздник Артемиды Корифалии, так называемые Тифенидии (-u Аналогичные по форме и стилю арибаллы были найдены при раскопках коринфского Керамейка и древней Смирны, а один 'хранится в музее Лейдена 19. Наиболее близки по стилю к эрмитажной вазе алабастры из Берлинского Антиквариума и музея Лавижери, вероятно, расписанные одним мастером 2П.
Изображения женского божества в сопровождении львов, пантер, ланей, зайцев, змей или птиц восходят к мннойско-микенскому искусству и связаны с религией Эгейского мира 21. Интересно, что в эгейском, а иногда в греческом архаическом искусстве, наряду с изображением богини со львами или птицами, встречается мужское божество («владыка зверей») в сопровождении хищников и птиц, представление о котором впоследствии
преобразуется в образ Гермеса 22 или Аполлона 23.
В гомеровский и архаический периоды богиню — владычицу зверей отождествляют с Артемидой в различных ее ипостасях или с Афродитой 24.
В коринфском архаическом искусстве Артемида изображается большею частью с водяными птицами (гуси, утки), хотя на некоторых памятниках и на ларце Кипсела она представлена иначе — с львами, пантерами, оленями и другими животными. В отличие от минойской богини, изображавшейся без крыльев, коринфская Артемида представлена с крыльями за плечами, подобно фантастическим существам — грифонам, сиренам, сфинксам, проникшим в греческое искусство с Ближнего Востока. Г. Блёш предполагает, что под влиянием восточного искусства традиционный тип изображения богини претерпел некоторые изменения 25 и крылатая богиня с животными («Персидская Артемида») стала появляться на многих архаических вазах 2в. Представление об этой богине животного царства настолько стерлось впоследствии из памяти людей, что Павсаний, видевший ларец Кипсела в Олимпии во II в. н.э., писал: «Не знаю, на каком основании Артемида представлена с крыльями на плечах; правой рукой она держит барса, а другой льва»27.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *