Можно было бы считать, что изображения крылатой богини на коринфских архаических вазах лишены религиозного смысла, подобно ориен-тализированным фигурам Тифона, Бореада, крылатых львов, пантер, грифонов ит. п., однако против такого толкования свидетельствует ряд памятников, исключающих возможность подобной интерпретации.
1. Изображение Артемиды с птицами встречается на коринфской глиняной табличке, найденной в Пентескуфни, недалеко от Коринфа (начало VI в. до н. э.). На других табличках, обнаруженных вместе с нею, обычно изображаются божества, которым посвящены таблички, пинаки, или посвятителя, занятые своей работой (поэтому много сцен из жизни гончаров)28. Кроме того, при раскопках святилищ Перахоры недалеко от Коринфа были найдены свинцовая и бронзовая пластинки VII в. до н.э. с изображением того же божества 29. Сам характер этих вещей, представлявших посвящения божеству, исключает толкование изображений как декоративных, лишенных религиозного значения 30.
2. На пластинках из слоновой кости, найденных в святилище Артемиды Орфии в Спарте (VII в. до н. э.) 31, встречаются изображения крылатой богини с птицами, несомненно связанные с культом Артемиды Орфии. Возможно, к этому лаконскому типу восходят фигуры крылатых богинь па рапнекоринфских вазах, очень близкие к спартанским изображениям 32.
То, что в Коринфе распространен почти исключительно тип крылатой фигуры с водяными птицами, не является случайностью. В древнейших представлениях Артемида связывалась с жизнью природы, водой, деревьями, лесом. В Спарте, Аркадии и Сикионе она почиталась как Aijivattc и Atixvaia (болотная) 33. Поэтому, вероятно, в богатом водными источниками Корипфе получили наибольшее распространение изображения, связанные с жизнью озер и болот.
Культ Артемиды в Коринфе близок спартанскому культу Орф ее еще в одном отношении. Орфия покровительствовала продолжению рода в, может быть, связана с Илифией, а возможно, и с Афродитой. Раокопкн подтвердили свидетельство Павсання, что храм Илнфии в Спарте находился недалеко от храма Орфин: были найдены клейменые черепицы с именем Илнфии и посвященные богине статуэтки м. Кроме того, Орфия покровительствовала юношам (хоуротрбфо?), которые в ее честь устраивали состязания, а в более позднее время посвящали ей стелы с надписями, свидетельствовавшими об их победах. В честь Орфии вплоть до VI в. н. а, устраивали испытания силы и выносливости юношей, избивая их розгами, и воздвигали затем статуи в честь победителей м.
Богиня на коринфских вазах, несомненно, связана с представлениями о продолжении рода, о чем свидетельствуют многочисленные фигурки детей, присутствующих на празднестве, и сидящие женщины с детьми на коленях, изображенные в таких сценах. С культом Артемиды связаны также, по мнению И. Юкер, женщины с веретенами и пряжей в руках, которых мы видим на некоторых вазах в сцене поклонения божеству *.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.