Дунайская группа паннонских стенных украшений ведет свое начало от эллинистических памятников Малой Азии. Стенные украшения Аквинкума и других памятников имеют аналогии в стенной росписи Приены, Феры, Палермо н Солюнто. О восточном влиянии свидетельствует и тот факт, что над центральным полем карниза часто изображались сцены из жизни животных или, если полоса была узкой, гирлянды (в Пантикапее н в Козырке — пальметты). Центральное поле украшалось проще: пояса ов, зубчатки и т. д. (в Пантикапее — кирпичики, в Козырке — валик с прорезями в виде перевитой веревки). Классические элементы в карнизах дунайской группы немногочисленны и вполне понятно, что они могли попасть из эллинистических мотивов. Основные же элементы украшений говорят о самостоятельной отрасли искусства в Паннонии, которая в ка-кой-то степени присуща всем значительным поселениям, но больше всего расцвела на Дунае.
И козырские, и пантикапейскне карнизы, без сомнения, ближе всего стоят к дунайским стенным украшениям. Имеющиеся отличия могли
появиться в результате влияния местных вкусов. Найденные обломки карнизов и штукатурки с фресковой росписью в Козырке свидетельствуют о тесной связи Ольвии и ее ближайшей периферии с фракийским миром в перше века и. а. На эту же связь указывает довольно значительное количество и других находок.
Если в эллинистических лепных украшениях и росписях стен, более всего известных нам по находкам в Ольвии, Пантикапее 1* и Фанагории 1в, основная роль отводилась краске, полихромия, то карнизы рассмотренной группы, в том числе и ковырские, бедны полихромией, но имеют хорошую профилировку, резко выступающую над плоскостью стены и рассчитанную на игру света и тени.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.