Культура античного мира

Раздел: Книги

Вместе с переделкой карнизов был произведен частичный ремонт и штукатурка стен. Те места, где она обвалилась, были вновь заделаны и восстановлена старая роспись. Роспись в основном осталась прежней, но к ней добавлены некоторые новые элементы. Отчетливо прослеживается, что уже по просохшей штукатурке нанесены темно-вишневые полосы шириною до 1 см, которых на первоначальной штукатурке не было. Эти полосы сейчас легко смываются водою, в то время как на фресковую роспись вода совершенно не действует. Такую полосу можно видеть н на большом фрагменте штукатурки, сохранившемся in situ на одном из кирпичных блоков. Этот фрагмент мы считаем принадлежащим верхней частя стены, непосредственно примыкавшей к карнизу. Поскольку первоначальный узор штукатурки не был рассчитан на эту полосу, местами она легла на более раннюю роспись, перекрывая концы желтых волнистых линяй или проходя по верхнему краю разноцветных мазков.
Аналогии козырским карнизам второго типа в античных городах Северного Причерноморья нет. В дунайской группе есть один фрагмент 1*, весьма близкий (рис. 3, 0). Он происходит из Ак в инк ум а и является частью капители пилястра, украшавшего внутреннюю стену жилого помещения. На фрагменте отчетливо видны виноградные листья и грозди. На другом фрагменте из Интерцязы сохранились только виноградные грозди 20.
Второй, более поздний карниз козырского городища, сохранив профилировку предшествующего карниза, производит эффектное впечатление не только игрою света я тени, но и своей яркой раскраской. Подобного явления мы не наблюдаем в карнизах дунайской группы.
За последние 67 лет, прошедших со времени обнаружения нескольких обломков гипсово-известковых карнизов в Пантикапее, козырские карнизы и фрески являются первой крупной находкой, характеризующей высокую культуру поселений ольвийской периферии в первые века и. э.
Надо полагать, что настенные украшения, подобные козырским, были и в Ольвии, но недостаточная изученность ее поздних напластований (особенно в Верхнем городе) не позволяет утверждать это с полной уверенностью. Возможно, что как раз такие фрески видел Б. В. Фармаков-ский в 1909 г. при раскопках могил, устроенных на развалинах старых зданий на южном склоне Заячьей балки".
В настоящем кратком обзоре мы не ставили себе целью дать йодное описание и анализ всех лепных украшений и фресок козырского городища. Мы хотели лишь ввести в научный оборот новую группу фресок
и настенных лепных украшений, которую М. И. Ростовцев назвал неизвестным стилем н которая теперь благодаря открытиям в Козырке выступает отчетливее, становится композиционно и хронологически в ряд исторических памятников, расположенных как в Северном Причерноморье, так и западнее его, на Дунае.
А. И. ВОЩИНИНА
Римский РЕЛЬЕФ
ПОРТРЕТ ДВУХ БРАТЬЕВ В СОБРАНИИ Эрмитажа*

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Добавить комментарий